Top.Mail.Ru

Михаил Силантьев: «Потенциальному работодателю выгодно растить свои кадры»

В преддверии нового учебного года в Москве открылась школа № 58, в ее создании приняла участие госкорпорация «Ростех», обеспечив инженерно-техническое направление обучения. Это не первый опыт сотрудничества московского образования с крупными компаниями. Связано это с тем, что в столице уже третий год действует утвержденный стандарт предпрофессионального образования. Он основан на партнерской системе «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер». Есть ли первые результаты введения такой системы, рассказал в беседе с корреспондентом «РГ» директор Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета (МГПУ) Михаил Силантьев.

Михаил Николаевич, в Москве был утвержден единый стандарт предпрофессионального образования в 2023 году. Сейчас 2025 год, значит, в этом году выпустились первые старшеклассники, обучение которых шло только по новому стандарту. Есть ли первые результаты?

Михаил Силантьев: Есть, единый стандарт показал свою эффективность. Взаимодействие школы, колледжа, вуза и работодателя позволяет школьнику не растеряться при выборе дальнейшего учебного или карьерного пути. Оно всесторонне знакомит с особенностями отраслей, помогает сделать осознанный профессиональный выбор и получить первые практические навыки. В предпрофессиональных классах ребята с интересом учатся, занимаются на спецкурсах, посещают экскурсии на площадках работодателей, разрабатывают проекты в вузах, получают профессии в колледжах прямо в 10 классе. А после сдают ЕГЭ на высокие баллы — и легко поступают в университеты, причем зачастую именно те, в которых занимались своими исследованиями в 10−11-х классах, или те, в которых посещали предпрофессиональные каникулы.

То, что учиться стало интереснее и появился более осмысленный подход — это здорово, но как быть с нагрузкой?

Михаил Силантьев: Учеба в предпрофессиональном классе — это постоянная активность: много уроков по предметам, изучаемым на углубленном уровне, практико-ориентированные спецкурсы, программы обучения в колледжах, проектно-исследовательская деятельность в вузах, экскурсии, встречи с профессионалами, участие в научно-практических конференциях, разнообразных олимпиадах. Даже в каникулярное время у ребят есть образовательные программы. Такое комплексное обучение, конечно, требует приложения сил. Но ничего невозможного в этом нет: программы сбалансированы так, чтобы каждый этап не повторял, а органично дополнял предыдущий. Поэтому мы видим результат — успехи наших старшеклассников.

Планируется ли во всех школах города ввести предпрофессиональное образование или где-то останутся общеобразовательные программы?

Михаил Силантьев: В прошлом учебном году более трети старшеклассников обучались в предпрофессиональных классах. В этом году набор в 10-е предпрофессиональные классы еще идет. Для поступления школьники должны хорошо сдать ОГЭ. Традиционно идут в предпрофессиональные классы ребята с самыми высокими экзаменационными результатами, высокой мотивацией к учебе. Они осознают свой потенциал и стремятся стать будущими лидерами в тех профессиях, которые видят своим делом жизни.

У московских школьников множество возможностей для развития, и мы стараемся, чтобы ребята использовали их по максимуму. Но именно предпрофессиональное образование дает ребенку наибольшее количество знаний, навыков и, самое главное, возможностей все это применить на практике, приложить к реальной профессиональной ситуации.

При этом есть и другие образовательные проекты. Например, академические классы, которые функционируют в сотрудничестве с различными институтами Российской академии наук и исследовательскими университетами. Их ученики тоже проходят комплексную профориентацию, но ее вектор направлен на научную карьеру.

Охотно ли компании становятся индустриальными партнерами?

Михаил Силантьев: Потенциальному работодателю — неважно, компания это или учреждение, — выгодно растить свои кадры. Поэтому они проводят для ребят экскурсии на производственные площадки, мастер-классы и лекции, бизнес-тренинги и семинары. Насильно заставлять работать в компании ребят никто не будет. Но есть возможность сделать шаг в карьеру у старшеклассников, в том числе благодаря свидетельствам о профессиях, которые они получают, пройдя обучение в колледжах. А еще бывают случаи, когда работодатели заключают с талантливыми школьниками отложенные трудовые договоры: такие выпускники учатся в вузах, зная, что их уже ждет рабочее место.

Сколько сейчас индустриальных партнеров? Какие отрасли только планируется задействовать?

Михаил Силантьев: В контуре предпрофессионального образования более 300 компаний и учреждений разных отраслей. Ученики медицинских классов ходят на экскурсии в городские поликлиники, больницы и на подстанции скорой помощи. Будущие инженеры — на высокотехнологичные производства разных сфер: от пищевой до космической промышленности. Ученики медиаклассов встречаются с топовыми журналистами и посещают площадки крупнейших медиахолдингов. Школьники из ИТ-классов решают практические кейсы, разработанные ведущими ИТ-компаниями страны. Для ребят из предпринимательских классов успешные бизнесмены проводят тренинги по разработке собственных идей и превращению их в действующий бизнес. А ученики психолого-педагогических классов работают прямо в школах с младшими ребятами, пробуют себя в роли ассистентов психолога, тестируют различные развивающие методики, иногда разработанные самостоятельно в сотрудничестве с профессионалами. Каждый год к нашим проектам присоединяются новые работодатели, заинтересованные в будущих специалистах с устойчивой профессиональной мотивацией.

Источник: Российская газета


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»