Top.Mail.Ru

Михаил Силантьев: «Потенциальному работодателю выгодно растить свои кадры»

В преддверии нового учебного года в Москве открылась школа № 58, в ее создании приняла участие госкорпорация «Ростех», обеспечив инженерно-техническое направление обучения. Это не первый опыт сотрудничества московского образования с крупными компаниями. Связано это с тем, что в столице уже третий год действует утвержденный стандарт предпрофессионального образования. Он основан на партнерской системе «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер». Есть ли первые результаты введения такой системы, рассказал в беседе с корреспондентом «РГ» директор Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета (МГПУ) Михаил Силантьев.

Михаил Николаевич, в Москве был утвержден единый стандарт предпрофессионального образования в 2023 году. Сейчас 2025 год, значит, в этом году выпустились первые старшеклассники, обучение которых шло только по новому стандарту. Есть ли первые результаты?

Михаил Силантьев: Есть, единый стандарт показал свою эффективность. Взаимодействие школы, колледжа, вуза и работодателя позволяет школьнику не растеряться при выборе дальнейшего учебного или карьерного пути. Оно всесторонне знакомит с особенностями отраслей, помогает сделать осознанный профессиональный выбор и получить первые практические навыки. В предпрофессиональных классах ребята с интересом учатся, занимаются на спецкурсах, посещают экскурсии на площадках работодателей, разрабатывают проекты в вузах, получают профессии в колледжах прямо в 10 классе. А после сдают ЕГЭ на высокие баллы — и легко поступают в университеты, причем зачастую именно те, в которых занимались своими исследованиями в 10−11-х классах, или те, в которых посещали предпрофессиональные каникулы.

То, что учиться стало интереснее и появился более осмысленный подход — это здорово, но как быть с нагрузкой?

Михаил Силантьев: Учеба в предпрофессиональном классе — это постоянная активность: много уроков по предметам, изучаемым на углубленном уровне, практико-ориентированные спецкурсы, программы обучения в колледжах, проектно-исследовательская деятельность в вузах, экскурсии, встречи с профессионалами, участие в научно-практических конференциях, разнообразных олимпиадах. Даже в каникулярное время у ребят есть образовательные программы. Такое комплексное обучение, конечно, требует приложения сил. Но ничего невозможного в этом нет: программы сбалансированы так, чтобы каждый этап не повторял, а органично дополнял предыдущий. Поэтому мы видим результат — успехи наших старшеклассников.

Планируется ли во всех школах города ввести предпрофессиональное образование или где-то останутся общеобразовательные программы?

Михаил Силантьев: В прошлом учебном году более трети старшеклассников обучались в предпрофессиональных классах. В этом году набор в 10-е предпрофессиональные классы еще идет. Для поступления школьники должны хорошо сдать ОГЭ. Традиционно идут в предпрофессиональные классы ребята с самыми высокими экзаменационными результатами, высокой мотивацией к учебе. Они осознают свой потенциал и стремятся стать будущими лидерами в тех профессиях, которые видят своим делом жизни.

У московских школьников множество возможностей для развития, и мы стараемся, чтобы ребята использовали их по максимуму. Но именно предпрофессиональное образование дает ребенку наибольшее количество знаний, навыков и, самое главное, возможностей все это применить на практике, приложить к реальной профессиональной ситуации.

При этом есть и другие образовательные проекты. Например, академические классы, которые функционируют в сотрудничестве с различными институтами Российской академии наук и исследовательскими университетами. Их ученики тоже проходят комплексную профориентацию, но ее вектор направлен на научную карьеру.

Охотно ли компании становятся индустриальными партнерами?

Михаил Силантьев: Потенциальному работодателю — неважно, компания это или учреждение, — выгодно растить свои кадры. Поэтому они проводят для ребят экскурсии на производственные площадки, мастер-классы и лекции, бизнес-тренинги и семинары. Насильно заставлять работать в компании ребят никто не будет. Но есть возможность сделать шаг в карьеру у старшеклассников, в том числе благодаря свидетельствам о профессиях, которые они получают, пройдя обучение в колледжах. А еще бывают случаи, когда работодатели заключают с талантливыми школьниками отложенные трудовые договоры: такие выпускники учатся в вузах, зная, что их уже ждет рабочее место.

Сколько сейчас индустриальных партнеров? Какие отрасли только планируется задействовать?

Михаил Силантьев: В контуре предпрофессионального образования более 300 компаний и учреждений разных отраслей. Ученики медицинских классов ходят на экскурсии в городские поликлиники, больницы и на подстанции скорой помощи. Будущие инженеры — на высокотехнологичные производства разных сфер: от пищевой до космической промышленности. Ученики медиаклассов встречаются с топовыми журналистами и посещают площадки крупнейших медиахолдингов. Школьники из ИТ-классов решают практические кейсы, разработанные ведущими ИТ-компаниями страны. Для ребят из предпринимательских классов успешные бизнесмены проводят тренинги по разработке собственных идей и превращению их в действующий бизнес. А ученики психолого-педагогических классов работают прямо в школах с младшими ребятами, пробуют себя в роли ассистентов психолога, тестируют различные развивающие методики, иногда разработанные самостоятельно в сотрудничестве с профессионалами. Каждый год к нашим проектам присоединяются новые работодатели, заинтересованные в будущих специалистах с устойчивой профессиональной мотивацией.

Источник: Российская газета


Персоны



Студенты ИПКР приняли участие в Марафоне «Знание.Наука»


03 декабря 2025 г.


Данное мероприятие стало площадкой для открытого диалога между молодежью и выдающимися людьми о научных достижениях и будущем современных исследований в России. Марафон проходил в рамках десятилетия науки и технологии

Центру дидактики профессионального образования МГПУ исполнился год


03 декабря 2025 г.


За год ЦДПО принял участие в более 20 научных событиях, обучил более 350 преподавателей, сотрудничал с 15 внешними партнерами и 9 подразделениями МГПУ