Top.Mail.Ru

Практика в медицинских и реабилитационных учреждениях

Осенью 2023 года у студентов 1 курса института специального образования и психологии, обучающихся по новой программе «Логопедия и альтернативная коммуникация» прошла ознакомительная практика в медицинских и реабилитационных учреждениях. Ее целью являлось получение практической подготовки студентов по медицинским блокам дисциплин, которые являются междисциплинарной основой для подготовки логопеда.

Современный логопед может работать в организациях образования, социальной защиты и здравоохранения, как с детьми, так и со взрослыми. Это требует от него глубокой клинической подготовки. Он должен знать основы нейропсихологии, разбираться в результатах клинических обследований, ориентироваться в медицинской терминологии и заключениях врачей. В медицинских организациях логопед работает в мультидисциплинарной команде и находится в тесном профессиональном взаимодействии с врачом-неврологом, психиатром, дефектологом, психологом, психотерапевтом, нейропсихологом, инструктором ЛФК и другими специалистами. Командная работа необходима для достижения качественного результата формирования или восстановления речи и других высших психических процессов у пациентов.

Особенно значимо, что студенты уже с первого курса смогли «окунуться» в специфику своей будущей профессии, начиная с самых первых профессиональных шагов. Практика реализовывалась на двух базах: Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой» и в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Научный центр неврологии». Каждое из этих медицинских учреждений имеет свою уникальную историю и является ведущим учреждением в своем профиле оказания помощи детям и взрослым федерального уровня. Специалисты НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ оказывают помощь детям с первого года жизни до восемнадцати лет, используя самые передовые мировые методики диагностики и лечения. Научный центр неврологии — крупнейшая неврологическая клиника России, основной научно-исследовательский и лечебно-диагностический центр страны, способный решать любые задачи в области неврологии и смежных дисциплин.

Отрадно подчеркнуть, что наши студенты смогли наблюдать за работой специалистов высочайшего уровня ведущих клинических организаций страны. Перед началом практики у обучающихся были очень размытые представления о том, кто такой логопед, работающий в медицинских и реабилитационных учреждениях. По окончанию практики на итоговой конференции студенты поделились своими наблюдениями и новым пониманием своей профессии.

  • Что мы делали на практике?

Юлия Т.: «Многое: наблюдали за работой медицинских логопедов; наблюдали за пациентами; разговаривали с логопедами, задавали им вопросы; пытались сами поставить диагноз, учились подмечать детали, которые замечают только специалисты; изучали материалы и игры, которые используют логопеды; немного взаимодействовали с пациентами; гладили котят и фоткали черепах в зооуголке».

Дарья З.: «В Центре мы наблюдали за работой медицинских логопедов с пациентами с различными нарушениями (ранний детский аутизм, умственная отсталость, дизартрия и др.). Также нам удалось наблюдать проведение логопедического обследования ребенка, который только поступил в отделение».

  • Как поменялось мое понимание о специальности?

Юлия А.: «До практики я всегда думала, что логопед — это просто педагог, который исправляет произношение детям и взрослым. О существовании медицинских логопедов, как отдельной фракции, я не имела ни малейшего понятия. После практики мое мнение поменялось. Эта профессия намного серьёзней и разносторонней, чем я предполагала. Медицинский логопед и вовсе должен работать с большим количеством других специалистов, знать психологию, педагогику, медицину… Да и обычный логопед тоже должен учитывать очень много факторов и причин, по которым пациент имеет проблемы с речью. Это очень сложно, но интересно».

София Т.: «До практики я считала, что логопед работает только с детьми дошкольного возраста и занимается постановкой звуков. После практики у меня случился переворот в понимании: оказывается, логопеды работают с людьми любого возраста, а круг речевых отклонений, с которыми они сталкиваются, намного шире. Я в шоке».

Руководитель практики, Миронова Ангелина Валерьевна, высказала общее мнение кафедры логопедии: «Действительно, нам очень ценно сотрудничество с нашими коллегами обоих Центов. Сопровождая студентов в дни посещения практики, мы сразу погружались в атмосферу и специфику работы каждого из Центров. Мы наблюдали работу не только медицинского логопеда, но и знакомились со спецификой работы специалистов междисциплинароной команды. Хочется поблагодарить заместителя директора по психосоциальной реабилитации НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ Абрамова Кирилла Вячеславовича и старшего логопеда НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой Савину Екатерину Александровну, а также к.м.н., старшего научного сотрудника, руководителя психолого-логопедической группы, логопеда Научного центра неврологии Бердникович Елену Семеновну за высочайший уровень организации и проведения практики студентов нашего института. Нам удалось наблюдать работу прекрасных специалистов, любящих свою работу. В современном мире профессий данное качество является очень ценным. Ведь чтобы передавать свои знания и профессиональное мастерство недостаточно просто его показать, нужно „зажечь“ сердца молодых специалистов. И на этой практике благодаря коллегам у нас это получилось!».



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости