19 июня 2025 г. преподаватели и студенты института психологии и комплексной реабилитации приняли участие в работе Международной научно-практической конференции «Философия и образование: грани взаимодействия», посвященной 80-летию со дня рождения В.А. Степанович (Республика Беларусь, Брест, Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»). Василий Алексеевич Степанович на протяжении десяти лет был ректором БрГУ им. А.С. Пушкина, под его руководством изменился статус педагогического института на классический университет. Конференция стала не только знаковым событием для научного сообщества, но и площадкой для обмена мнениями, генерирования идей и установления новых научных и академических контактов.
В рамках конференции работало 4 секции по направлениям: «Философия как мировоззренческое основание современной культуры», «Актуальные вопросы философии и методологии социально-гуманитарных наук», «Философия и педагогика в современном образовательном процессе», «Философия и специальная педагогика».
Научное событие объединило учёных и исследователей, представителей системы образования Беларуси, России, Узбекистана, Болгарии. В ходе работы секций представлено более 100 докладов, из них 25 докладов представлено преподавателями и студентами ИПКР.
Не секционных заседаниях междисциплинарные вопросы философии и образования представлены в докладах не только преподавателей, но и совместных исследованиях и докладах преподавателей со студентами:
- Толстикова Светлана Николаевна, профессор, доктор психологических наук, доцент, Матвеева Светлана Викторовна, бакалавр. Доклад на тему «Молодёжные субкультуры: вызов современности».
- Дорошенко Татьяна Николаевна, доцент, кандидат педагогических наук. Доклад на тему «Образование — инструмент пропаганды традиционных ценностей. Вызовы и пути их преодоления».
- Овчаренко Лариса Юрьевна, доцент, кандидат психологических наук, доцент, начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, Панова Алина Алексеевна, бакалавр. Доклад на тему «Игрофикация образовательного процесса: формирование надпрофессиональных навыков у обучающихся старших классов».
- Галкина Вера Александровна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент. Доклад на тему «Актуальные проблемы образования взрослых»
- Гравицкая Елена Геннадьевна, доцент, кандидат биологических наук, доцент. Доклад на тему «Формирование естественнонаучной базы подготовки студентов по направлению „Логопедия“».
- Клепцова Елена Юрьевна, доцент, кандидат психологических наук, доцент, Ильницкая Наталья Михайловна, магистрант. Доклад на тему «Философское осмысление в критическом мышлении школьников».
- Кремнева Татьяна Леонидовна, профессор, доктор педагогических наук, профессор, Пашкевич Мария Дмитриевна, бакалавр. Доклад на тему «Формирование традиционных семейных ценностей у молодёжи в условиях современного общества».
- Соколова Ольга Юрьевна, доцент, кандидат педагогических наук, Тюрина Надия Шамильевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент. Доклад на тему «Эстетическое и мировоззренческое осмысление образа человека с инвалидностью в контексте подготовки будущих педагогов».
- Тютченко Александр Максимович, профессор, кандидат исторических наук, профессор, Шебанова Алена Александровна, бакалавр. Доклад на тему «Философские вопросы инновационных технологий в репетиторстве».
- Афанасьева Юлия Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Мацюк Юлия Николаевна, магистрант. Доклад на тему «Обучение грамоте детей с задержкой психического развития».
- Афанасьева Юлия Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Аникина Светлана Александровна, магистрант. Доклад на тему «Эффективные технологии — ключ к коррекции письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития».
- Бершедова Людмила Ивановна, профессор, доктор психологических наук, профессор, Морозова Татьяна Юрьевна, старший преподаватель. Доклад на тему «Копинг-поведения юношей в ситуации самоопределения».
- Бутко Галина Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент. Доклад на тему «Отражение проблем воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в работе педагогического форума в рамках Олимпиады „Я-профессионал“».
- Киселева Наталья Юрьевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Крылова Варвара Александровна, магистрант. Доклад на тему «Речевые средства выразительности как инструмент для интеграции подростка в социокультурную среду»;
- Кремнева Татьяна Леонидовна, профессор, доктор педагогических наук, профессор, Сипилина Полина Евгеньевна, бакалавр. Доклад на тему «Подростковые сообщества в системе образования: новые агенты социализации».
- Моргачева Елена Николаевна, профессор, доктор педагогических наук, доцент. Доклад на тему «Философия и специальная педагогика».
- Павлова Анна Сергеевна, доцент, кандидат психологических наук, Киблер Елена Артёмовна, бакалавр. Доклад на тему «Особенности эмоционального развития детей с заиканием».
- Павлова Анна Сергеевна, доцент, кандидат психологических наук, Кузнецова Александра Михайловна, бакалавр. Доклад на тему «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами сказок».
- Павлова Анна Сергеевна, доцент, кандидат психологических наук, Одинцова Софья Ивановна, бакалавр. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи».
- Парамонова Галина Витальевна, старший преподаватель, Александрова Анна Владимировна, учитель ГБОУ города Москвы «Школа № 1542». Доклад на тему «Эффективное обучение детей в ОВЗ математике: нестандартные подходы и авторские методики».
- Пыченкова Анастасия Александровна, ассистент. Доклад на тему «Интеграция технологий альтернативной и дополнительной коммуникации в профессиональную подготовку будущих логопедов».
- Скребец Татьяна Викторовна, доцент, кандидат психологических наук. Доклад на тему «Нарушения письма и чтения на современном этапе образования».
- Соловьева Ирина Леонидовна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Соколова Мария Сергеевна, бакалавр. Доклад на тему «Феномен выдающихся педагогов с инвалидностью в пространстве успешного инклюзивного образования».
- Тюрина Надия Шамильевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент. Доклад на тему «Философия в формировании мировоззрения и профессиональной культуры педагога, работающего в инклюзивной детской среде»
- Хорошавина Екатерина Владимировна, старший преподаватель, кандидат педагогических наук. Доклад на тему «Перспективы учреждений культуры в системе совершенствования помощи детям с ограниченными возможностями здоровья».
Все доклады были очень разнообразны и ориентированы на решение глобальных проблем, отражали как фундаментальные исследования, так и прикладные решения, отличались академичностью и научной строгостью, практической ценностью для экосистемы образования стран участников, включали студенческие инициативы.
В докладе кандидата биологических наук, доцента Гравицкой Е.Г. было отмечено, что запросы современного общества диктуют в образовательной практике системность подхода к формированию конкурентоспособного специалиста. Для оптимизации теоретических знаний студентов логопедов, формирования у них профессиональных компетенций необходимо акцентировать внимание на неврологической составляющей учебной программы, усилив содержание разделов, поясняющих иннервацию артикуляционного аппарата, нервные механизмы речевой деятельности, патогенез и симптоматику неврологических нарушений; использовать все возможности междисциплинарного подхода к обучению будущих логопедов. Таким образом, усиление естественнонаучной теоретической базы при подготовке студентов логопедов отражает разносторонний подход к формированию практико-ориентированных, теоретически грамотных специалистов.
В докладе доктора психологических наук, профессора Бершедовой Л.И. и старшего преподавателя института Морозовой Т.Ю. были представлены результаты исследования, посвященного изучению психологических аспектов совладающего поведения в контексте самоопределения молодых людей. Основная цель работы — выявление ключевых копинг-стратегий, используемых выпускниками московских школ при переходе от школьного обучения к вузовскому, как периода, связанного с формированием обобщенного представления о мире, себе и о себе в мире, выработкой собственного мировоззрения, поиском смысла жизни.
Доктор педагогических наук, профессор Кремневой Т.Л. и бакалавр направления
Студентка бакалавриата направления
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» Одинцова С.И. поделилась впечатлением об участии в конференции: «Опыт совместного выступления с преподавателем на международной конференции способствовал моему профессиональному развитию. Участие в научном мероприятии было комфортным, благодаря поддержке и сопровождению моего наставника».
По результатам работы секций Конференции были отобраны тезисы для публикации в юбилейном сборнике научных трудов.
Конференция «Философия и образование: грани взаимодействия», посвященная 80-летию со дня рождения В.А. Степанович подтвердила уникальную синергию глубины философской мысли и актуальных задач образования, опыта ведущих учёных и инновационного потенциала современной молодежи.
Фото: студенты и преподаватели ИПКР, сайт БрГУ имени А.С. Пушкина https://www.brsu.by/news/v-brgu-prohodit-konferentsiya-posvyaschyonnaya-80-letiyu-vasiliya-alekseevicha-stepanovicha