Top.Mail.Ru

«Приоритет-2030»: МГПУ представил результаты работы за 2024 год

С 12 по 15 марта вузы-участники программы «Приоритет-2030» не только представляют результаты своей работы за 2024 год перед Советом под председательством Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова, но и заявляют свои амбиции в виде стратегических технологических проектов. В состав Совета входят представители Российской академии наук, общественных организаций и ведущих индустриальных компаний. Совет принимает решения относительно всех вузов — участников программы.

13 марта перед Советом выступили представители МГПУ. На презентации результатов университета присутствовали представители компании-партнера ООО «Сберобразование» Владислав Кожемякин и Ирина Клыкова, а также Владимир Тимонин, первый проректор РУТ (МИИТ).

2024 год для МГПУ стал трансформационным. Вместе с нашими индустриальными и технологическими партнерами, учредителем, экспертами Социоцентра, университетскими командами мы проделали большую работу по пересборке программы развития, окончательное оформление которой придал новый курс «Приоритета-2030» на технологическое лидерство. Под значимые для нас стратегические проекты провели ряд крупных институциональных изменений. Продолжали активно экспериментировать с искусственным интеллектом в образовании: исследовали стратегии его использования преподавателями и студентами, разрабатывали свои цифровые продукты (например, сервис «Цифровое зеркало учебного занятия»). Наконец, определились, что именно образовательные ИИ-технологии — это и есть наша стратегическая ставка, на основе которой будет строиться стратегия развития на ближайшее десятилетие. Вместе с тем мы сохранили верность себе и не отказались от другой, стратегически важной для нас линии — развития дидактики современного образования, — отметил ректор МГПУ Игорь Реморенко.

Наше сотрудничество с МГПУ стало примером успешной интеграции технологий в образование. Команда разработчиков «Ассистента преподавателя» и коллеги из МГПУ параллельно работали над созданием ИИ-сервисов для оценки уроков, но выбрали разные подходы. Мы сосредоточились на анализе деятельности учителя через аудиозаписи уроков, в то время как коллеги из МГПУ разрабатывали решение для распознавания эмоций и оценки вовлеченности учащихся на основе видео. Чтобы получить синергетический эффект на основе интеграции наших технологий с технологиями МГПУ, мы вместе разрабатываем сервис «Цифровое зеркало учебного занятия», ключевая ценность которого — полиметрический отчет по итогам занятия, включающий анализ более 15 метрик. Такой анализ поможет будущему учителю выявить его сильные и слабые стороны и предложит рекомендации, как наиболее эффективно развиваться дальше. Для «СберОбразования» важен методический опыт МГПУ и доступ к практикам обучения. В долгосрочной перспективе мы видим возможности для расширения сотрудничества, включая создание новых образовательных решений. Наш альянс станет примером успешного взаимодействия бизнеса и образования, направленного на повышение качества обучения в России, — отметил генеральный директор ООО «СберОбразование» Владислав Кожемякин.

Ключевые достижения, представленные университетом:

В рамках курса на технологическое лидерство МГПУ сконцентрировался на разработке образовательных продуктов и сервисов на базе ИИ-технологий.

Флагманский проект «Цифровое зеркало учебного занятия» — новый для отрасли инструмент качественной обратной связи для студентов —будущих педагогов. По системе различных метрик (методических, психологических, социальных) сервис с помощью искусственного интеллекта анализирует видео- и аудиозаписи модельных учебных занятий, которые проводят студенты. Результаты анализа позволяют студенту самостоятельно или с методистом отрефлексировать, насколько эффективно было проведено учебное занятие, а также сформировать индивидуальный план развития компетенций. Для обучения нейронной сети датасет проекта на данный момент насчитывает более 12 500 учебных занятий. В апробации технологии за прошлый год приняло участие около 700 студентов.

Отвечая на глобальный вызов экспансии ИИ в образовании, в 2024 году исследователями МГПУ написано более 120 статей по ИИ-тематике, а также Университетом разработано два ИИ-помощника — «Аспирант Выготского» и «Аспирант Ушинского». Задел по их разработке нашел свое продолжение в новом продукте — ИИ-платформе для создания виртуальных агентов. С ее помощью различные категории пользователей (преподаватели, студенты, исследователи) могут создавать собственных ИИ-персон для использования в образовательном процессе. Этот продукт МГПУ планирует развивать в рамках стратегического технологического проекта.

В 2024 году расширилась продуктовая линейка симуляторов-тренажеров, направленных на диагностику и развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций ключевых участников образовательного процесса. Работу на тренажерах прошли более 5 000 тысяч человек из 137 образовательных организаций 5 регионов России.

Большой пул трансформаций МГПУ в 2024 году был связан с институциональными изменениями, отвечающими обновленной программе развития со ставкой на технологическое лидерство в отрасли. Так, совместно с издательством «Просвещение» была создана лаборатория адаптивности в обучении и образовательной аналитики; вместе с Педагогическим университетом Центрального Китая (г. Ухань) открыт Российско-китайский центр искусственного интеллекта в образовании; в целях развития дидактики современного образования и, прежде всего, инженерной дидактики в Университете появились центр дидактики профессионального образования и совместная с РУТ (МИИТ) сетевая лаборатория инженерной дидактики.

Также ректор МГПУ рассказал, на чем дальше сконцентрируется университет в работе Фото, видео: пресс-служба «Приоритет-2030»



ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Преподаватели кафедры РЯЛ на конференции в МГУ


04 декабря 2025 г.


27 и 28 ноября на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова прошла XIII международная научная конференция «Романские языки и культуры: от античности до современности»

Главные новости