Современная образовательная среда сталкивается с новыми, сложными социально-психологическими вызовами. Среди них — последствия стрессовых и травматических событий, в том числе связанных со специальной военной операцией (СВО), рост тревожности среди молодежи, усиление межличностных и межгрупповых конфликтов, необходимость системной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На этом фоне возрастает значимость психологической помощи, особенно в вузовской системе, где сконцентрированы молодые, уязвимые к стрессу и нестабильности категории населения.
В этой связи проект направлен на совершенствование деятельности психологической службы МГПУ, разработку новых форматов и технологий помощи, повышение квалификации специалистов и интеграцию психологических практик в образовательный процесс.
Данный проект направлен на совершенствование деятельности психологической службы МГПУ с учётом современных социально-психологических вызовов, в том числе связанных с последствиями специальной военной операции СВО.
Цель проекта — совершенствование работы психологической службы МГПУ с учётом актуальных вызовов.
В рамках проекта будут разработаны вариативные технологии оказания психологической помощи, учитывающих специфику городской среды, многообразие запросов и целевых групп. Особое внимание будет уделено психологической поддержке семей прямых и косвенных участников СВО.
Будет разработана программа повышения квалификации «Психологическая помощь прямым и косвенным участникам СВО и членам их семей». Эта программа позволит актуализировать профессиональные знания, освоить новые подходы и методы психологической поддержки в условиях постстрессовых и кризисных состояний. Программа будет адресована: педагогам-психологам; специалистам служб сопровождения; преподавателям и кураторам; педагогам, работающим в сложных социальных условиях.
Проект предусматривает содержательную модернизацию учебных программ, направленную на подготовку специалистов, способных эффективно работать в условиях социальной нестабильности.
Будут обновлены:
- программы магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Управление конфликтами и медиация»:
акцент на медиационные технологии, профилактику межличностных конфликтов в студенческой среде, развитие навыков ненасильственного общения и сопровождения в кризисных ситуациях. - программы магистратуры по направлению «Социальная работа», профиль «Технологии работы с молодежью в сфере социальных коммуникаций»:
дополнение учебного плана модулями по психосоциальному консультированию, организации волонтерских проектов и поддержке молодежных инициатив. - программы бакалавриата по направлениям «Организация работы с молодежью» и «Психология»: усиление блоков по психологии травмы, психопрофилактике, формированию навыков эмоциональной устойчивости и стресс-менеджмента.
Эти изменения позволят будущим выпускникам быть более подготовленными к работе в условиях социальной нестабильности, повышенной тревожности и необходимости быстро реагировать на запросы со стороны населения.
По тематике исследования панируется подготовка рукописи статьи для журналов из «Ядра РИНЦ».
Потребителями результатов проекта станут: научно—педагогические работники, обучающиеся, психологи образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Ожидаемые эффекты реализации проекта:
- повышение доступности и качества психологической помощи в городских вузах;
- расширение компетенций специалистов в сфере психолого-педагогической поддержки;
- создание эффективной модели взаимодействия между образованием и службой сопровождения;
- повышение устойчивости молодежи, педагогов и родителей к социальным и эмоциональным вызовам;
- формирование среды, способствующей укреплению психологического здоровья обучающихся.