Top.Mail.Ru

Семь школьников из десяти сталкивались с травлей в интернете

По данным Российской академии образования, две трети школьников боятся столкнуться с мошенниками в Сети.

Каждый пятый педагог не знает, что такое травля в интернете, половина учителей не представляют, как бороться с этим явлением, а 9 процентов вовсе не считают это проблемой. Такие данные получили эксперты VK и Учи.ру. Но больше пугают другие цифры: с кибербуллингом не раз сталкивались почти 70 процентов школьников, а четверть ребят не собираются делиться переживаниями по поводу травли ни с кем.
Дети в интернете: как их защитить и научить отстаивать свои границы? Как не допустить травли или помочь с ней справиться раньше, чем она «справится» с ребенком?
«Цифровое детство» — этот термин уже перестал казаться фантастикой: сегодняшние дети растут, социализируются и познают жизнь именно через призму своего гаджета. Интернет, социальные сети и поведение человека в «цифре» буквально стали внешним продолжением его личности, новым «я».

Но, по данным Российской академии образования, две трети школьников боятся столкнуться с мошенниками в Сети.

— Цифра и интернет — современные средства социализации. Но без определенного регулирования они становятся опасны, — говорит доцент Московского городского педагогического университета, руководитель магистратуры «Обеспечение безопасности образовательной организации» Олег Зверев. — Кроме физиологического влияния — усталость, переутомление после длительной работы, заторможенность, нарушение осанки, проблемы со зрением, есть и психологические опасности: девиантное поведение и кибербуллинг. Проблема в том, что у нас совсем не развито понятие «цифрового этикета», нет правил общения в Сети, нет ориентиров. В такой ситуации дети часто воспринимают чужую интерпретацию реальности как данность, поддаются уловкам мошенников.

Кроме того, у детей есть страх давления и оскорблений со стороны других пользователей — об этом рассказали более 45% школьников.

Если «вбить» в поисковик «травля в интернете», в первых строчках появятся ссылки на историю Аманды Тодд — канадской школьницы, которая приняла на веру слова «друзей» из интернета и поделилась откровенной фотографией. Не прошло и суток, как фото разошлось по сети со скользкими шуточками. В этой истории было все: потоки злобных комментариев от одноклассников, тысячи анонимных пользователей, по-всякому склоняющих имя Аманды… История завершилась трагически.

Может ли школа защитить ребенка?

— Школа создает ученику безопасную среду, пока он физически находится на школьной территории. Но вне пространства его защитят умения и навыки, которые школа может дать, в том числе на уроках ОБЖ и информатики, — отмечает Олег Зверев. — Совершенно очевидно, что необходимо именно в школе учить детей, как уберечься от различных ситуаций, таких, как, например, аутинг — раскрытие интимной информации о человеке, киберсталкинг — преследование человека в Сети, часто перетекающее в оффлайн, общение с фейковыми аккаунтами, «троллями»… Нужно развивать критическое мышление. Принцип «запретить-разрешить» тут не работает. Нельзя запретить подростку создавать аккаунты в соцсетях, смотреть видео блогеров и пр. Надо учить видеть разницу.
Но, по словам Зверева, не все учителя сегодня сами готовы к тому, чтобы говорить с детьми на тему кибербезопасности.

— Необходимо повышать уровень цифровой грамотности учителей. До сих пор некоторые из них вообще отрицают факт кибербуллинга и других сетевых опасностей, — подчеркивает эксперт. — С ребенком надо говорить на одном языке. Не бояться того, что он задает много вопросов. И задавать вопросы в ответ. Детям есть чему нас научить. Кроме того, так они поймут, что мы, учителя, в них заинтересованы.

Фото: iStock

Персоны



Выпускники МГПУ вошли в список финалистов конкурса «Педагоги года Москвы»


26 апреля 2024 г.


Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания направлен на выявление талантливых учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных организаций

Неформальные связи в Древнем Риме исследуют российские историки


26 апреля 2024 г.


Ученые Московского городского педагогического университета и Самарского университета им. Королева рассмотрят историю Древнего Рима императорской эпохи с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов

Главные новости