Top.Mail.Ru

Семейное образование за границей

Сотрудники Московского городского педагогического университета продолжают исследование феномена семейного образования. Мы уже рассказали, как зародился и как сейчас развивается хоумскулинг, а также сравнили плюсы и минусы такого типа образования. На этот раз в центре внимания обзор практики семейного образования в разных странах.

Создание индивидуальной образовательной траектории — один из основных современных подходов к образованию. Ориентация на конкретного ученика в домашних условиях осуществляется вполне естественно, чего нельзя сказать о традиционном обучении. Возможно, это является одной из основных причин роста популярности хоумскулинга в странах, где он предусмотрен законом. Как в мировом сообществе, так и в России с 1993 года, семейное образование — абсолютная реальность. Ниже мы подробно расскажем о том, как устроено семейное образование в других странах.

Разрешить нельзя, запретить!

Всё большее число родителей выбирает для своих детей семейное образование, но, несмотря на это, всё ещё остаются страны, в которых хоумскулинг выходит за рамки закона.

Так, например, в Германии с 1918 года существует обязательная школьная посещаемость, подтвержденная Федеральным конституционным судом Германии. Нарушение этого правила карается довольно сурово: помимо штрафа приверженцы домашнего обучения даже могут получить иск о лишении родительских прав, а также наказание в виде лишения свободы. Обучение на дому официально разрешается лишь за редким исключением при наличии веских причин.

Хоумскулинг не является признанной формой образования и в Нидерландах. Получить разрешение на домашнее обучение можно лишь по трём причинам: если ребёнок физически или умственно не способен к школьному образованию, если ребёнок зачислен и регулярно посещает иностранную школу, а также если его родители имеют особенные религиозные взгляды. В остальных случаях ребенок, достигший пятилетнего возраста, обязан начать занятия в школе.

В Швеции, в отличие от Нидерландов и некоторых других стран, религиозные или философские убеждения не являются причиной разрешения обучения на дому. Получить его могут только те дети, родители которых работают в стране временно. Во всех остальных случаях обучение на дому в этой стране рассматривается в качестве дополнительной образовательной деятельности.

Как социальный институт семейное образование не предусмотрено и в некоторых других странах. Например, в КНДР, Гонконге, Турции (однако здесь есть дистанционная форма обучения).

Разрешить, нельзя запретить!

Совсем другое отношение к семейному образованию в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Именно в этих странах наблюдается весьма ощутимый рост численности категории детей-хоумскулеров.

Так, например, по данным Национального центра образовательной статистики Министерства образования США, на семейном образовании находится порядка 2-х миллионов детей. Курирует семейное образование в Соединенных Штатах Америки Национальная ассоциация домашнего образования, но каждый штат самостоятельно закрепляет свои правила семейного образования.

Орегон считается одним из самых строгих в этом плане штатов. Дети здесь проходят обязательную аттестацию в 3, 5, 8 и 10-м классах, а сами домашние школы очень жестко контролируются департаментами школьного образования.

Калифорния в рейтинге сложности реализации семейного образования стоит на втором месте, ведь родитель для обучения своего ребёнка обязан сдать экзамен на право преподавания той или иной дисциплины или иметь педагогическое образование. Аттестация детей проводится школой.

В Арканзасе возраст ребенка, обучающегося по программе того или иного класса, не должен более чем на 2 года отличаться от среднего возраста в параллели. Аттестация проходит в 5, 7 и 10-м классах.

Особняком стоит Техас: здесь семейное образование официально никак не контролируется государством, а самой распространённой формой является анскулинг, то есть отказ от какой-либо программы и системы обучения. Для перехода на семейную форму образования родителю необходимо лишь написать соответствующее заявление.

Многие дети-хоумскулеры в США используют ресурсы частных преподавателей и программы для местных колледжей, которые позволяют учащимся получать кредиты для поступления в колледж.

В Канаде примерно 1−2% детей обучаются на дому, что составляет примерно 60 000 человек. Родители детей-хоумскулеров даже имеют право на получение компенсационных выплат, правда в этом случае государство обратит особое внимание на качество семейного образования. Для абитуриентов, которые обучались по системе семейного образования, при поступлении в вуз существует целая система дополнительных вступительных испытаний.

В Великобритании, где государственное образование достаточно дорогое, хоумскулинг также очень популярен. Его выбирают родители, которые не могут оплатить школу, а также семьи с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Предоставляется семейное образование и детям, которые подрабатывают. Родители, выбирающие такой тип образования для своих детей, обязаны организовать учебный процесс на том же уровне, что и школа. Государство тщательно следит за такими семьями: если вдруг нагрянувший в семью инспектор в нужный день и час не застанет ребенка за занятиями, у родителя могут возникнуть проблемы. Кроме того, родители должны предоставить в школу ежедневное почасовое расписание и регулярно его обновлять. Дети, обучающиеся по системе хоумскулинга в Великобритании, могут участвовать во всех мероприятиях, которые проводят школы.

Другие страны

Правила предоставления семейного образования в странах, где оно законодательно разрешено, похожи:

  • регистрация детей-хоумкулеров в отвечающих за это органах;
  • регулярное подтверждение знаний в виде экзаменов;
  • неудовлетворительная сдача экзаменов автоматически аннулирует разрешение на домашнее обучение;
  • контроль социальных или иных служб за качеством образования;
  • в большинстве случаев это также наличие особых причин перехода на семейное образование (например, особенности здоровья или развития ребёнка, особый стиль жизни, особенные религиозные взгляды и др.)

Сотрудники Московского городского педагогического университета выделили некоторые страны с прочими особенностями реализации семейного образования.

Хорватия. Начальное образование (8 классов) является обязательным. Однако в сентябре 2010 года религиозная организация Hrvatska kršćanska koalicija (Хорватская христианская коалиция) внесла предложение об изменении закона, чтобы домашнее образование стало законным в Хорватии. Предлагаемая модель основана на словенской и черногорской моделях семейного образования и предполагает сдачу ежегодного экзамена, подтверждающего успешное освоение ребёнком школьной программы. Если ребенок не сдал все экзамены с двух попыток, ему требуется продолжить обучение в обычной школе.

Чешская Республика. В 1998 году семейное образование стало законным для учащихся в первые пять лет начальной школы, а в 2004 было закреплено на официальном уровне. В данный момент продолжается эксперимент, начавшийся в 2007 году, позволяющий получать семейное образование детям до 9-го класса.

Норвегия. Правила по условиям предоставления семейного образования в этой стране до сих пор не до конца сформулированы. Потому каждый муниципалитет самостоятельно решает, предоставлять ли помощь семьям с детьми-хоумскулерами.

Исландия. Обучение на дому является законным только в том случае, если домашний учитель имеет педагогическую степень.

Португалия. Здесь один из самых минимальных процентов семей, практикующих семейное образование, т.к. данный вид обучения не популяризируется в стране, вследствие чего о нём просто не знают.

Аргентина. Закон, регулирующий семейное образование, отсутствует. Обязанность родителей — обеспечить получение соответствующего образования.

Китай. Для домашнего обучения не существует каких-либо специальных правил, его может разрешить неправительственная образовательная организации. Должностные лица делятся на тех, кто стремится разрешить домашнее обучение, и тех, кто поддерживает принуждение учащихся к возврату в обычную школьную систему. Эксперты в области образования в целом поддерживают возможность обучения на дому, но призывают к созданию национальных стандартов.

Индонезия. Обучение на дому в Индонезии регулируется в рамках Национальной системы образования с 2003 года. Это позволяет детям-хоумскулерам посещать разные национальные программы для получения «Эквивалентного сертификата». Обучение дома в последнее время становится актуальной тенденцией в семьях с высокообразованными родителями, которые могут самостоятельно обучать своих детей, или семьях экспатриантов.

Подводя итог

Семейное образование — сознательный выбор тысяч семей по всему миру, что свидетельствует о необходимости его дальнейшего развития как в плане разработки национальных стандартов, так и в плане принятия этого феномена обществом.

Исследование, проведенное сотрудниками Московского городского педагогического университета, позволило сделать вывод, что во всём мире по-разному выстраиваются взаимоотношения в рамках системы семейного образования. Изучение опыта других стран поможет выделить лучшие практики для совершенствования семейного образования в нашей стране.

Узнать о том, как устроено семейное образование в других странах, а также прочитать полный текст исследования, вы можете в коллективной монографии:

Романова Е.С., Вачкова С.Н., Овчаренко Л.Ю. Семейное образование: проблемные вопросы // Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный аспект: коллективная монография / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Изд-во Экон-Информ, 2018. — с. 117−142.

Статья была опубликована на образовательном портале ActivityEdu 14 августа 2019 года.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»