Top.Mail.Ru

Совет психолога: что делать, если ваш ребенок травит кого-то в школе

Вопрос. Узнала, что моя дочь оказалась в числе тех, кто травил одноклассницу в школе. В классе этот конфликт урегулировали, и больше подобных ситуаций не было. Но меня очень тревожит сам факт, что она почему-то решила быть агрессором. Как можно предотвратить повторные эпизоды?

Ответ. Такие ситуации всегда необходимо рассматривать с максимальным количеством подробностей и деталей. Здесь очень важно учитывать возраст ребенка, обстановку в классе, личность учителя, если это начальная школа, или личности классного руководителя и других педагогов, если речь идет о средней и старшей школе.

В ситуации буллинга мы всегда имеем буллера, наблюдателя и жертву. Скорее всего, девочка в ситуации буллинга могла занять как позицию буллера — агрессора, так и позицию наблюдателя — пассивного агрессора.

Очень важно понять, какую роль девочка занимает в системе коммуникации в классе и какую роль она занимает в системе коммуникации в семье, какие у нее межличностные отношения со сверстниками. Только исходя из всех этих данных можно делать какие-то выводы.

Причин у такого поведения может быть несколько:

Идентификация с агрессором — это механизм психологической защиты. «Я лучше буду рядом с кем-то сильным, чем буду одна и отвергнута». Особенно это актуально для детей подросткового возраста. Подростку невыносимо страшно остаться в изоляции, поэтому легче быть с группой агрессора, нежели против них.

Отсутствие поддержки в классном коллективе — когда ребенок, может быть, и хочет поддержать жертву, но у него попросту нет таких ресурсов. Здесь очень важно, как на ситуацию школьного буллинга реагируют взрослые в классе. Купируется ли ситуация сразу или получает продолжение. В любом случае такая ситуация всегда должна быть проработана, чтобы выяснить, почему ребенок повел себя именно таким образом. Отрабатывать это должен не просто классный руководитель, а школьный психолог.

Есть опыт, когда агрессия как стиль поведения способствовала успеху — если ребенок это видит где-то, чаще всего, конечно, в семейной системе (но бывает, что и в системе детского сада или школы), то он попросту перенимает этот стиль поведения.
Кроме того, очень важно помнить, что для подростка практически жизненно необходимо занять место в значимой референтной группе. Это задача этого возраста. И если ситуация способствует повышению социального статуса, то ребенок, скорее всего, ею воспользуется, если нет другого пути.

Как предотвратить повторные эпизоды?

  • Мягко поговорить с ребенком — обсудить, почему это произошло.
  • Попытаться аккуратно выяснить, какие непосредственно были претензии к жертве — то есть к тому ребенку, которого травили. Узнать, что послужило причиной буллинга. Почему ребенок сделал выбор в пользу агрессивной стороны. Исходя из ответа, уже можно будет сделать выводы и помочь ребенку справляться с подобными эпизодами в дальнейшем.
  • Формировать у ребенка критическое отношение к реальности -это позволит ему в дальнейшем со всех сторон оценивать конфликтные ситуации.
  • Учить искать альтернативные выходы из конфликтных ситуаций.

Чего ни в коем случае делать нельзя?

  • Ругать — некоторое порицание должно быть, но обязательно справедливое. Важно обратить внимание ребенка, что родители не согласны с его позицией.
  • Прессинговать — это просто не сработает. У ребенка включится психологический механизм защиты. Если родители выступают по отношению к нему в качестве агрессоров, то ребенок попросту не сможет познакомиться со своей агрессией и принять ее, научиться с ней работать. И он не научится поступать иначе.
  • Обвинять — в такой ситуации требуется не пустое обвинение, а аргументированный разговор, построенный на очень четких позициях и критериях. Нужно объяснить ребенку, почему родители не поддерживают такое поведение с его стороны. Травля другого ребенка — это плохо, и важно объяснить почему, так как это вопрос формирования системы ценностей. Какую ценность выберет ребенок-подросток, зависит от родителя.
  • Стыдить — сказать ребенку «Как тебе не стыдно!» — это просто ни о чем. Нужно в рамках ненасильственного общения объяснить, что его поступок недостойный, и почему это именно так. Важно, чтобы ребенок осознал и понял, какой вред он нанес своими действиями или словами другому человеку. Чтобы он не просто принес извинения, а понял, как можно помочь восстановить достоинство тому ребенку, по отношению к которому была осуществлена травля. И чтобы он это сделал по собственной воле.

Здесь очень важно, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым всю жизнь, а ощущал чувство вины только за конкретный эпизод троллинга и буллинга. Чтобы он знал, что может исправить эту ситуацию. Ребенок должен прожить эти негативные эмоции, и родители должны ему в этом помочь.

Оригинал публикации


Персоны



Выпускники МГПУ вошли в список финалистов конкурса «Педагоги года Москвы»


26 апреля 2024 г.


Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания направлен на выявление талантливых учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных организаций

Неформальные связи в Древнем Риме исследуют российские историки


26 апреля 2024 г.


Ученые Московского городского педагогического университета и Самарского университета им. Королева рассмотрят историю Древнего Рима императорской эпохи с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов

Главные новости