Овчаренко Лариса Юрьевна

Овчаренко Лариса Юрьевна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат психологических наук, доцент


+7 (495) 612-14-36 г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д. 27

OvcharenkoLU@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Семейная психология с основами семейного консультирования
• Психологические основы работы с молодежью
• Психологические технологии работы с молодежью
• Консультативная психология
• Психологическое консультирование в работе с молодежью
• Семейное консультирование
• Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы
• Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях
• Психология стресса
• Психологическое консультирование в социальной работе
• Психосоциальная работа с трудной жизненной ситуацией
• Семейное психологическое консультирование
• Кризисная психология
• Психология супружеских конфликтов
Научно-преподавательский стаж
22 года
Заслуги, награды

Имеет более 130 научных и учебно-методических публикаций, многие из которых используются в педагогической практике. Награждена грамотой Департамента образования города Москвы, Юбилейной медалью «К 10-летию МГПУ», Грамотой к 15-летию МГПУ, памятным знаком и грамотой Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Имеет неоднократные благодарственные письма Департамента образования города Москвы. Награждена Благодарностью Мэра города Москвы Собянина С.С. и Министра Правительства Москвы, Руководителя Департамента образования и науки города Москвы Молоткова А.Б.

Уровень образования, квалификации
В 1998 году окончила с отличием Государственную академию сферы быта и услуг по специальности «Социальная работа». В 2000 году окончила с отличием Московский городской педагогический университет по специальности «Психология». В 2023 году окончила с отличием АНО ДПО 'Институт психологии и специального образования" по специальности "Клиническая психология".
Направление подготовки (или специальность)
Психолог
Общий стаж
29 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• 2018 год – ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Технология работы преподавателя в СДО Moodle», 24 часа:
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: Разработка электронных модулей программ педагогического образования», 36 часов;
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Информационные технологии в работе преподавателя вуза», 36 часов.
• 2019 год – ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Правовые основы государственной регламентации и экспертной деятельности в сфере образования», 72 часа.
• 2020 год – МГУ им. М.В. Ломоносова, по теме: «Разработка и реализация программ финансовой грамотности», 72 часа.
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: Психолого-педагогические технологии управления развитием института классного руководства», 36 часов;
• ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова, по теме: «Разработка и реализация рабочих программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования», 108 часов;
• АНО «Центр ДПО «Метафора», по теме: Невротические расстройства. Современные методы диагностики и психотерапии», 72 часа;
• Центр ЭОТ Н. Д. Линде, Профессиональная психотерапевтическая лига РФ, по теме: «Эмоционально-образная терапия, 1 и 2 ступени», 144 часа;
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций», 144 часа.
• 2021 год – АНО «Центр ДПО «Метафора», по теме: «Психосоматические расстройства в практике психологического консультирования», 72 часа;
• АНО «Центр ДПО «Метафора», по теме: «Комплексный подход в терапии психотравмы», 144 часа;
• Центр ЭОТ Н. Д. Линде, Профессиональная психотерапевтическая лига РФ, по теме: «Эмоционально-образная терапия, 3 ступень», 72 часа.
• 2022 год – Профессиональная психотерапевтическая лига РФ, по теме: «Работа с психологической травмой методом эмоционально-образной терапии», 216 часов;
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Педагогический дизайн и создание курса на базе LMS», 16 часов;
• Актион Университет, по теме: «Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда», 16 часов;
• Актион Университет, по теме: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве», 16 часов.
• 2023 год – НЦРДО, по теме: «Супервизия в психологическом консультировании и психотерапии», профессиональная переподготовка, 270 часов;
• АНО ДПО «Институт психологии и специального образования» по специальности «Клиническая психология», 1200 часов;
• ФГБУ «Российская академия образования», по теме: «Насилие и психотравма в молодежной среде», 16 часов.
Основные публикации
  • Научные статьи:
    • Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих, приемных и опекунских семей в школе. Человеческий капитал. — № 5 (113). — 2018. — с 76−88.
    • Романова Е. С., Овчаренко Л.Ю., Чибискова О. В. Психолого-педагогическая работа с семьями с детьми, находящимися на домашнем обучении // Системная психология и социология. 2018. № 2 (26). С. 28−39.
    • Romanova E. S., Ovcharenko L. Yu., Abushkin B. M, Ryzhov B. N., Akhtyan A. G. Family Education in Russia, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 287- 297.
    • Romanova E. S., Abushkin B. M, Ovcharenko L. Yu., Shilova T. A., Akhtyan A. G. Socialization Factors Of Schoolchildren: Psychological Aspect, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 299−309.
    • Овчаренко Л.Ю., Фанина Е.Н., Кирикова М.И. Личностные особенности адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к школьной жизни. Образование и общество. — № 3 (116) — 2019. — с. 110−120.
    • Овчаренко Л.Ю., Морозова Т.Ю., Челышева Ю.В. Кризисные состояния детей без попечения родителей при адаптации новым условиям школьной жизни. Образование и общество. — № 6 (119) — 2019. — с.122−132.
    • Owczarienko Larisa. Motywacja pomagania osobom w podeszłym (srebrnym) wieku / Motivations for helping elderly people. Starość - jak ją widzi psychologia. Szanse rozwoju w starości. Wydawnictwo Naukowe Akademii Ignatianum w Krakowie. Kraków 2020. 413−427
    • Romanova, E. S., Bershedova, L. I., Morozova, T. Y., Ovcharenko, L. Y., & Tolstikova, S. N. (2021). Psychological problems and features of modern schoolchildren’s communication. World Journal on Educational Technology: Current Issues, 13(1), 10−20. DOI 10.18 844/wjet.v13i1.5360
    • Alexander Ivanov, Svetlana Tolstikova, Larisa Ovcharenko and Tatiana Morozova. Building major competencies for enhancing higher education for sustainable development. E3S Web of Conferences 250, 7 002 (2021). TRESP 2021.
    • Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю. Характеристика межличностного взаимодействия современных старшеклассников со значимыми другими. Общество: социология, психология, педагогика. — № 6 (98). — 2022. — с. 85−90.
    • Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю. Психологические особенности общения современных старшеклассников в ситуации неопределенности. Общество: социология, психология, педагогика. — № 3 (107). — 2023. — с. 44−50.
    • Овчаренко Л.Ю. Психологическая помощь молодым людям в период неопределенности. Человеческий капитал. — № 3 (171). — 2023. — с 149−158
    Учебные труды:
    • Львова С.В., Овчаренко Л. Ю, Челышева Ю.В. Организация волонтерского движения в образовательной организации. Учебно-методическое пособие в 3х ч. Часть 1. — М.: Перо, 2018. — 101 с.
    • Овчаренко Л. Ю, Фанина Е.Н., Кирикова М.И., Дорошенко Т.Н. Организация волонтерского движения в образовательной организации. Методические материалы. Учебно-методическое пособие в 3х ч. Часть 2. — М.: Перо, 2018. — 104 с.
    • Овчаренко Л.Ю. Модель психологически безопасного образовательного пространства при инновационных изменениях. В кн.: Социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования: Монография / Под ред. Э.Н. Рычихиной. — М.: РИТМ, 2019. — с. 49−73. (148 с.)
    • Овчаренко Л.Ю. Психологическое консультирование: теория и практика: учебно-методическое пособие. — М: РИТМ, 2020. — 260 с.
    • Овчаренко Л.Ю. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Конфликтология в работе с молодежью». В кн.: Методика преподавания социальных дисциплин: учебно-методическое пособие. Вып. 2 / Отв. ред. Э.Н. Рычихина. — М.: РИТМ, 2020. — 476 с. (с. 254−308).
    • Овчаренко Л.Ю. Mотивация помощи людям пожилого (серебряного) возраста (polski: Motywacja pomagania osobom w podeszłym (srebrnym) wieku). В кн. монография «Старость, как ее видит психология. Шансы развития в старости». Краков/Krakow, Akademia Ignatianum w Krakowie, 2020.
    • Овчаренко Л.Ю. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Теория и практика психологического консультирования». В кн.: Бершедова Л. И., Зотова М. В., Иванов А.В., Морозова Т.Ю., Набатникова Л.П., Овчаренко Л.Ю., Рычихина Э.Н., Толстикова С.Н., Фанина Е.Н. Методика преподавания социально-психологических дисциплин: учебно-методическое пособие / Сост. Э.Н. Рычихина. — М.: ООО «Издательство РИТМ», 2021. — 396 с. (236−272).
    • Овчаренко Л.Ю. Шпаргалка для психологов по кризисам и травмам. — М.: Перо, 2023. — 107 с.
О себе

Практикующий психолог, работает в эмоционально-образной модальности, системном семейном подходе.
Психолог многочисленных телевизионных проектов, включая социально значимые: «Ты супер!», «Ты супер! 60+» и другие.
Спикер ТВ и радиопроектов.
Член расширенного Президиума Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Социология и социальная работа».
Эксперт, член жюри конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог-психолог России».
Член экспертного совета Федерации психологов образования РФ.
Эксперт Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой педагог-психолог».
Эксперт и член жюри Всероссийской Олимпиады для студентов «Я — профессионал» в номинации «Классный руководитель».
Лектор проекта «Новый педагогический класс».
Спикер Российского общества «Знание».
Психолог-волонтер благотворительного фонда «Кто, если не я».
Психолог Линии поддержки МГПУ.

Область научных интересов

Кризисная, детская и семейная психология

Как смена сезонов влияет на психическое состояние человека

В подкасте «Физики и Лирики» Лариса Овчаренко, доцент кафедры общей и практической психологии МГПУ, рассказала о том, как метеозависимость влияет на психическое состояние и о мерах, которые помогут справиться с апатией

«Компьютерное зрение» научили отслеживать эмоции студентов

В МГПУ внедрили инновационную систему, которая наблюдает за реакцией студентов на лекциях и помогает преподавателям лучше строить занятия. Как это работает на практике – смотрите в видеорепортаже

Ребёнок украл деньги у бабушки: стоит ли его наказывать

Почему дети начинают красть деньги, в том числе у ближайших родственников? МЕЛ отвечает на этот вопрос с доцентом кафедры общей и практической психологии МГПУ, кандидатом психологических наук Ларисой Овчаренко.

Волноваться ли, если подросток не выходит из дома?

Подростки часто собираются в стайки и гуляют допоздна, что тревожит родителей. Но при этом замкнутость и отсутствие желания гулять их тоже пугает. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко отвечает на вопрос читателей издания МЕЛ

Как победить фобии, мешающие жить

Лариса Овчаренко в подкасте "Физики и лирики" о видах страха, о фобиях, которые мешают жить, и способах борьбы с ними

Психолог призвала не давить на детей из-за плохих оценок

Лариса Овчаренко в беседе с «Газетой.Ru» напомнила, что любые контрольные и экзамены — большое напряжение для ребенка, и дала несколько советов, как правильно относиться к отметкам

Лариса Овчаренко: как мужчины обесценивают женские проблемы

В подкасте «Физики и лирики» на радио Маяк эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала, как и почему мужчины могут обесценивать женские проблемы

«Капсульное» жилье: мнение психолога

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала «Газете.ru», почему «микростудии», появившиеся в продаже в Москве, не подходят для полноценного проживания

Бабушка все разрешает, а мама воспитывает: как не стать врагом своему ребенку

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как сохранить родительскую позицию и научить ребенка уважать правила

Почему ребенок причиняет себе вред и как ему помочь?

Аутоагрессия нередко встречается не только у подростков, но и у дошкольников. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», с чем это связано и как можно помочь такому ребенку

Лариса Овчаренко рассказала «КП» о том, почему россияне матерятся

В 2022 году россияне на 17% чаще матерились в социальных сетях. Чем это объяснить? Падением нравов? Или у народа накипело? Редакция «Комсомольской правды» поговорила об этом с кандидатом психологических наук, доцентом МГПУ

На поле нецензурной брани: почему россияне начали чаще использовать мат

Психологи и юристы МГПУ рассказали Федеральному агентству новостей, как снизить накал страстей в языке, о связи мата с мужскими гормонами, криминалом и деструктивным поведением

Ребёнок закатывет истерику на отказ купить новую игрушку: что делать родителям

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», что делать с бесконечными детскими «хочу» и агрессией на отказ купить очередную игрушку

Как объяснить ребенку, что родного человека может не стать?

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как помочь ребенку пережить опыт утраты близкого человека

Конфликты сиблингов: что делать родителям

Отношения сиблингов — это почти всегда сложная тема: вроде бы дружат, но вот уже крики и слезы. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», почему старшие дети иногда склонны обижать младших и как на это правильно реагировать

Что делать старшему ребенку, если кажется, что младших в семье любят больше?

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», где ребенку искать поддержку, если кажется, что родители любят его меньше брата или сестры

Ребёнок любит бабушку больше, чем маму: почему так происходит и что делать?

Многие дети любят бабушек и дедушек. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», что делать, если маленький ребенок тянется исключительно к бабушке и не хочет быть с мамой

Ребёнок не умеет проигрывать: как научить его мириться с неудачами

Некоторые дети категорически не умеют проигрывать — устраивают истерики, скандалят. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как помочь ребенку научиться переживать неудачи

Могут ли физические наказания улучшить успеваемость и поведение школьников?

В эфире радио «Sputnik» эксперт МГПУ Лариса Овчаренко прокомментировала новость о том, что в школы Миссури вернулись физические наказания.

Старший брат всё время обижает младшего: как это прекратить

Конфликты между сиблингами, независимо от разницы в возрасте, история практически повсеместная. Существует ли общая тактика поведения родителей в такой ситуации? Об этом на платформе «МЕЛ» рассказала психолог Лариса Овчаренко