Овчаренко Лариса Юрьевна

Овчаренко Лариса Юрьевна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат психологических наук, доцент


+7 (495) 612-14-36 г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д. 27

OvcharenkoLU@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Социология
Технология социальной работы
Конфликтология в социальной работе
Психологическое консультирование в социальной работе
Социально-психологическая помощь в трудной жизненной ситуации
Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях
Психология стресса
Научно-преподавательский стаж
16 лет
Заслуги, награды

Имеет более 70 научных и учебно-методических публикаций, многие из которых используются в педагогической практике. Награждена грамотой Департамента образования города Москвы, Юбилейной медалью «К 10-летию МГПУ», Грамотой к 15-летию МГПУ, памятным знаком и грамотой Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Имеет неоднократные благодарственные письма Департамента образования города Москвы.

Уровень образования, квалификации
В 1998 году окончила с отличием Государственную академию сферы быта и услуг по специальности «Социальная работа». В 2000 году окончила с отличием Московский городской педагогический университет по специальности «Психология».
Направление подготовки (или специальность)
Психолог
Общий стаж
26 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• ГАОУ ВО МГПУ «Технология работы преподавателя в СДО Moodle», 36 ч., 2018 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Разработка электронных модулей программ педагогического образования», 36 ч., 2018 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Информационные технологии в работе преподавателя вуза», 24 ч., 2018 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Правовые основы государственной регламентации и экспертной деятельности в сфере образования», 72 ч., 2019 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Психолого-педагогические технологии управления развитием института классного руководства», 36 ч., 2020 г.
• АНО «Центр дополнительного образования в области психологии «Метафора» «Невротические расстройства. Современные методы диагностики и психотерапии», 72 ч., 2020 г.
• Международный тренинговый центр "IN_ЛАЙТ" «Психология метафоры и МАК», 12 ч., 2020 г.
• ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова «Разратка и реализация рабочих программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования», 108 ч., 2020 г.
• Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, Центр эмоционально-образной терапии Н.Д. Линде «Эмоционально-образная терапия» 144 ч, 2020 г.
Основные публикации
  • Овчаренко Л.Ю. Проблемные аспекты социально-психологической адаптации подростков // Психологическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса: Материалы международной межвузовской научно-практической конференции. 2014. С. 32−40.
  • Овчаренко Л.Ю. Особенности социально-психологической адаптации современных подростков в образовательной организации // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2014, № 4. — С. 97−111.
  • Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. 2015. 1 (13). С. 44−56. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Сопровождение процесса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в новой семье // Социально-гуманитарные знания: традиции и инновации. / Сборник научных и учебно-методических статей. — М., 2015.- С.40−55.
  • Овчаренко Л.Ю. Замещающая семья в современных социальных условиях // Социально-гуманитарные знания: традиции и инновации. / Сборник научных и учебно-методических статей. — М., 2015.- С. 206−219.
  • Ovcharenko L.Yu. The problem of involvement of potential parents in the training of persons with disabilities / Actual problems and prospects of development of social sphere in modern society": monograph / R. F. Gudarenko, O. V. Berezhnaya, M. V. Guzeva, N. N. Litvinova, etc. — Stavropol: OOO «The World of data», 2015.- С. 166−178.
  • Овчаренко Л.Ю., Макшанцева Л.В. Конфликтологическая компетентность педагога и медиативная деятельность в образовательном процессе. Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 31−35. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Психологическое сопровождение учителя-предметника в условиях освоения обучающимися новых компетенций // Системная психология и социология. 2015. № 4 (16). — С. 105−110. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Технология экстренной психологической помощи // СОТИС. 2016. № 3 (77). С. 37−45.
  • Овчаренко Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социальной интеграции обучающихся \\ СОТИС. 2017. № 3 (83). С. 89−97.
  • Овчаренко Л.Ю. Методологическое обоснование модели психологически безопасного образовательного пространства. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. 2017. 3−4. С. 40−47. ВАК
  • Овчаренко Л.Ю. Семейное образование: за и против. /Романова Е.С., Овчаренко Л.Ю./ В кн. UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 1. / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Экон-информ, 2017. — 152 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Семейное образование: проблемные вопросы. Монография /Романова Е.С., Овчаренко Л.Ю./ Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный̆ аспект: Монография / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Экон-информ, 2018. — 170 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Стрессоустойчивость как профессионально-важное качество специалистов социальной сферы. В кн. Проблематика помогающих профессий в разных сферах общественной жизни: Монография [Текст] / под ред. Л.Ю. Овчаренко, А.М. Тютченко. — М.: Издательство «Перо», 2017. — 342 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Психологическая защищенность детей и подростков в информационной среде. Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 4 (40). С. 113−122 (ВАК 1450).
  • Овчаренко Л.Ю. Социализация детей, обучающихся дома. Научный журнал «Человек. Общество. Инклюзия». — М., 2017. № 4 (32), с. 112−125. (ВАК 1731).
  • Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих, приемных и опекунских семей в школе. Человеческий капитал. — № 5 (113). — 2018. — с 76−88. (ВАК)
  • Romanova E. S., Ovcharenko L. Yu., Abushkin B. M, Ryzhov B. N., Akhtyan A. G. Family Education in Russia, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 287- 297. Scopus
  • Romanova E. S., Abushkin B. M, Ovcharenko L. Yu., Shilova T. A., Akhtyan A. G. Socialization Factors Of Schoolchildren: Psychological Aspect, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 299−309. Scopus
  • Овчаренко Л.Ю., Фанина Е.Н., Кирикова М.И. Личностные особенности адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к школьной жизни. Образование и общество. — № 3 (116) — 2019. — с. 110−120. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю., Морозова Т.Ю. Кризисные состояния детей без попечения родителей при адаптации новым условиям школьной жизни. Образование и общество. — № 6 (119) — 2019. — с.122−132. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Модель психологически безопасного образовательного пространства при инновационных изменениях. В кн.: Социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования: Монография / Под ред. Э.Н. Рычихиной. — М.: РИТМ, 2019. — с. 49−73. (148 с.)
  • Овчаренко Л.Ю. Психологическое консультирование: теория и практика: учебно-методическое пособие. — М: РИТМ, 2020. — 260 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Конфликтология в работе с молодежью». В кн.: Методика преподавания социальных дисциплин: учебно-методическое пособие. Вып. 2 / Отв. ред. Э.Н. Рычихина. — М.: РИТМ, 2020. — 476 с. (с. 254−308)
О себе

Практикующий психолог, работает в эмоционально-образной модальности, системном семейном подходе. Психолог многочисленных телевизионных проектов, включая социально значимые: «Ты супер!», «Ты супер! 60+» и другие. Спикер ТВ и радиопроектов.

Член расширенного Президиума Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Социология и социальная работа». Эксперт, член жюри конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог-психолог России». Член экспертного совета Федерации психологов образования РФ. Эксперт Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой педагог-психолог». Эксперт и член жюри Всероссийской Олимпиады для студентов «Я — профессионал» в номинации «Классный руководитель».

Лектор проекта «Новый педагогический класс». Спикер Российского общества «Знание». Психолог-волонтер благотворительного фонда «Кто, если не я». Психолог Линии поддержки МГПУ.

Область научных интересов

Кризисная, детская и семейная психология

Ребёнок украл деньги у бабушки: стоит ли его наказывать

Почему дети начинают красть деньги, в том числе у ближайших родственников? МЕЛ отвечает на этот вопрос с доцентом кафедры общей и практической психологии МГПУ, кандидатом психологических наук Ларисой Овчаренко.

Волноваться ли, если подросток не выходит из дома?

Подростки часто собираются в стайки и гуляют допоздна, что тревожит родителей. Но при этом замкнутость и отсутствие желания гулять их тоже пугает. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко отвечает на вопрос читателей издания МЕЛ

Как победить фобии, мешающие жить

Лариса Овчаренко в подкасте "Физики и лирики" о видах страха, о фобиях, которые мешают жить, и способах борьбы с ними

Психолог призвала не давить на детей из-за плохих оценок

Лариса Овчаренко в беседе с «Газетой.Ru» напомнила, что любые контрольные и экзамены — большое напряжение для ребенка, и дала несколько советов, как правильно относиться к отметкам

Лариса Овчаренко: как мужчины обесценивают женские проблемы

В подкасте «Физики и лирики» на радио Маяк эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала, как и почему мужчины могут обесценивать женские проблемы

«Капсульное» жилье: мнение психолога

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала «Газете.ru», почему «микростудии», появившиеся в продаже в Москве, не подходят для полноценного проживания

Бабушка все разрешает, а мама воспитывает: как не стать врагом своему ребенку

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как сохранить родительскую позицию и научить ребенка уважать правила

Почему ребенок причиняет себе вред и как ему помочь?

Аутоагрессия нередко встречается не только у подростков, но и у дошкольников. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», с чем это связано и как можно помочь такому ребенку

Лариса Овчаренко рассказала «КП» о том, почему россияне матерятся

В 2022 году россияне на 17% чаще матерились в социальных сетях. Чем это объяснить? Падением нравов? Или у народа накипело? Редакция «Комсомольской правды» поговорила об этом с кандидатом психологических наук, доцентом МГПУ

На поле нецензурной брани: почему россияне начали чаще использовать мат

Психологи и юристы МГПУ рассказали Федеральному агентству новостей, как снизить накал страстей в языке, о связи мата с мужскими гормонами, криминалом и деструктивным поведением

Ребёнок закатывет истерику на отказ купить новую игрушку: что делать родителям

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», что делать с бесконечными детскими «хочу» и агрессией на отказ купить очередную игрушку

Как объяснить ребенку, что родного человека может не стать?

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как помочь ребенку пережить опыт утраты близкого человека

Конфликты сиблингов: что делать родителям

Отношения сиблингов — это почти всегда сложная тема: вроде бы дружат, но вот уже крики и слезы. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», почему старшие дети иногда склонны обижать младших и как на это правильно реагировать

Что делать старшему ребенку, если кажется, что младших в семье любят больше?

Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», где ребенку искать поддержку, если кажется, что родители любят его меньше брата или сестры

Ребёнок любит бабушку больше, чем маму: почему так происходит и что делать?

Многие дети любят бабушек и дедушек. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», что делать, если маленький ребенок тянется исключительно к бабушке и не хочет быть с мамой

Ребёнок не умеет проигрывать: как научить его мириться с неудачами

Некоторые дети категорически не умеют проигрывать — устраивают истерики, скандалят. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как помочь ребенку научиться переживать неудачи

Могут ли физические наказания улучшить успеваемость и поведение школьников?

В эфире радио «Sputnik» эксперт МГПУ Лариса Овчаренко прокомментировала новость о том, что в школы Миссури вернулись физические наказания.

Старший брат всё время обижает младшего: как это прекратить

Конфликты между сиблингами, независимо от разницы в возрасте, история практически повсеместная. Существует ли общая тактика поведения родителей в такой ситуации? Об этом на платформе «МЕЛ» рассказала психолог Лариса Овчаренко

Ребёнок категорически не хочет оставаться с папой: в чём причина

Маленький ребёнок без капризов ходит в детский сад, спокойно проводит время у бабушек — но при этом капризничает наедине с отцом. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», почему так происходит

«Всё равно на меня всем плевать». Причины подросткового саморазрушения

Лариса Овчаренко рассказала порталу МЕЛ о том, что могут сделать взрослые, чтобы подростки не совершали саморазрушающих, аутоагрессивных действий