Овчаренко Лариса Юрьевна

Овчаренко Лариса Юрьевна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат психологических наук, доцент


+7 (495) 612-14-36 г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д. 27

OvcharenkoLU@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Социология
Технология социальной работы
Конфликтология в социальной работе
Психологическое консультирование в социальной работе
Социально-психологическая помощь в трудной жизненной ситуации
Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях
Психология стресса
Научно-преподавательский стаж
16 лет
Заслуги, награды

Имеет более 70 научных и учебно-методических публикаций, многие из которых используются в педагогической практике. Награждена грамотой Департамента образования города Москвы, Юбилейной медалью «К 10-летию МГПУ», Грамотой к 15-летию МГПУ, памятным знаком и грамотой Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Имеет неоднократные благодарственные письма Департамента образования города Москвы.

Уровень образования, квалификации
В 1998 году окончила с отличием Государственную академию сферы быта и услуг по специальности «Социальная работа». В 2000 году окончила с отличием Московский городской педагогический университет по специальности «Психология».
Направление подготовки (или специальность)
Психолог
Общий стаж
40 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• ГАОУ ВО МГПУ «Технология работы преподавателя в СДО Moodle», 36 ч., 2018 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Разработка электронных модулей программ педагогического образования», 36 ч., 2018 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Информационные технологии в работе преподавателя вуза», 24 ч., 2018 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Правовые основы государственной регламентации и экспертной деятельности в сфере образования», 72 ч., 2019 г.
• ГАОУ ВО МГПУ «Психолого-педагогические технологии управления развитием института классного руководства», 36 ч., 2020 г.
• АНО «Центр дополнительного образования в области психологии «Метафора» «Невротические расстройства. Современные методы диагностики и психотерапии», 72 ч., 2020 г.
• Международный тренинговый центр "IN_ЛАЙТ" «Психология метафоры и МАК», 12 ч., 2020 г.
• ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова «Разратка и реализация рабочих программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования», 108 ч., 2020 г.
• Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, Центр эмоционально-образной терапии Н.Д. Линде «Эмоционально-образная терапия» 144 ч, 2020 г.
Основные публикации
  • Овчаренко Л.Ю. Проблемные аспекты социально-психологической адаптации подростков // Психологическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса: Материалы международной межвузовской научно-практической конференции. 2014. С. 32−40.
  • Овчаренко Л.Ю. Особенности социально-психологической адаптации современных подростков в образовательной организации // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2014, № 4. — С. 97−111.
  • Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. 2015. 1 (13). С. 44−56. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Сопровождение процесса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в новой семье // Социально-гуманитарные знания: традиции и инновации. / Сборник научных и учебно-методических статей. — М., 2015.- С.40−55.
  • Овчаренко Л.Ю. Замещающая семья в современных социальных условиях // Социально-гуманитарные знания: традиции и инновации. / Сборник научных и учебно-методических статей. — М., 2015.- С. 206−219.
  • Ovcharenko L.Yu. The problem of involvement of potential parents in the training of persons with disabilities / Actual problems and prospects of development of social sphere in modern society": monograph / R. F. Gudarenko, O. V. Berezhnaya, M. V. Guzeva, N. N. Litvinova, etc. — Stavropol: OOO «The World of data», 2015.- С. 166−178.
  • Овчаренко Л.Ю., Макшанцева Л.В. Конфликтологическая компетентность педагога и медиативная деятельность в образовательном процессе. Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 31−35. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Психологическое сопровождение учителя-предметника в условиях освоения обучающимися новых компетенций // Системная психология и социология. 2015. № 4 (16). — С. 105−110. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Технология экстренной психологической помощи // СОТИС. 2016. № 3 (77). С. 37−45.
  • Овчаренко Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социальной интеграции обучающихся \\ СОТИС. 2017. № 3 (83). С. 89−97.
  • Овчаренко Л.Ю. Методологическое обоснование модели психологически безопасного образовательного пространства. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. 2017. 3−4. С. 40−47. ВАК
  • Овчаренко Л.Ю. Семейное образование: за и против. /Романова Е.С., Овчаренко Л.Ю./ В кн. UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 1. / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Экон-информ, 2017. — 152 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Семейное образование: проблемные вопросы. Монография /Романова Е.С., Овчаренко Л.Ю./ Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный̆ аспект: Монография / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Экон-информ, 2018. — 170 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Стрессоустойчивость как профессионально-важное качество специалистов социальной сферы. В кн. Проблематика помогающих профессий в разных сферах общественной жизни: Монография [Текст] / под ред. Л.Ю. Овчаренко, А.М. Тютченко. — М.: Издательство «Перо», 2017. — 342 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Психологическая защищенность детей и подростков в информационной среде. Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 4 (40). С. 113−122 (ВАК 1450).
  • Овчаренко Л.Ю. Социализация детей, обучающихся дома. Научный журнал «Человек. Общество. Инклюзия». — М., 2017. № 4 (32), с. 112−125. (ВАК 1731).
  • Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих, приемных и опекунских семей в школе. Человеческий капитал. — № 5 (113). — 2018. — с 76−88. (ВАК)
  • Romanova E. S., Ovcharenko L. Yu., Abushkin B. M, Ryzhov B. N., Akhtyan A. G. Family Education in Russia, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 287- 297. Scopus
  • Romanova E. S., Abushkin B. M, Ovcharenko L. Yu., Shilova T. A., Akhtyan A. G. Socialization Factors Of Schoolchildren: Psychological Aspect, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 299−309. Scopus
  • Овчаренко Л.Ю., Фанина Е.Н., Кирикова М.И. Личностные особенности адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к школьной жизни. Образование и общество. — № 3 (116) — 2019. — с. 110−120. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю., Морозова Т.Ю. Кризисные состояния детей без попечения родителей при адаптации новым условиям школьной жизни. Образование и общество. — № 6 (119) — 2019. — с.122−132. (ВАК)
  • Овчаренко Л.Ю. Модель психологически безопасного образовательного пространства при инновационных изменениях. В кн.: Социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования: Монография / Под ред. Э.Н. Рычихиной. — М.: РИТМ, 2019. — с. 49−73. (148 с.)
  • Овчаренко Л.Ю. Психологическое консультирование: теория и практика: учебно-методическое пособие. — М: РИТМ, 2020. — 260 с.
  • Овчаренко Л.Ю. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Конфликтология в работе с молодежью». В кн.: Методика преподавания социальных дисциплин: учебно-методическое пособие. Вып. 2 / Отв. ред. Э.Н. Рычихина. — М.: РИТМ, 2020. — 476 с. (с. 254−308)
О себе

Ученая степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Московского городского педагогического университета 27 октября 2007 году и утверждена ВАК РФ 25 января 2008 года. Ученое звание доцента присвоено решением ВАК РФ в 2011 году. Является психологом высшей категории.

С 2015 года является членом расширенного Президиума Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Социология и социальная работа»; с 2006 года — экспертом, членом жюри конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог-психолог России»

Область научных интересов

Кризисная, детская и семейная психология

Лариса Овчаренко о «Кризисе трех лет»

Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ» об особенностях воспитания тоддлеров

Лариса Овчаренко прокомментировала навязчивые страхи

Лариса Овчаренко прокомментировала "Газете.ру" один из навязчивых страхов, которые часто встречаются у людей

Psychologies: что сейчас тревожит молодых?

Психолог Лариса Овчаренко поделилась своими наблюдениями по поводу проблем, с которыми студенты бакалавриата чаще всего обращаются на университетскую линию психологической поддержки

Совет психолога: что делать, если ваш ребенок травит кого-то в школе

Вы узнали, что ваш ребенок проявил агрессию к кому-то в школе: что делать и как разобраться в этой ситуации? Эксперты из Московского городского продолжают консультации читателей портала "Мел". На вопрос ответила Лариса Овчаренко

Психологи МГПУ выступили в «Образовательной среде»

Как педагогу разговаривать с детьми и родителями в ситуации повышенного беспокойства? Как стать дня них опорой и поддержкой? Лариса Овчаренко и Тамара Богданова рассказали об этом в прямом эфире программы "Образовательная среда"