24 апреля в рамках Международной научно-практической конференции «Менеджмент в образовании: от искусства возможного до науки будущего» в Центре независимой оценки компетенций студентов прошла деловая игра «Образовательный телепорт».
Игра стала платформой для оценки и развития у студентов профессионально важных компетенций в сфере управления образовательным процессом. Как форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, игра моделирует системы отношений и разнообразные условия, характерные для управленческой практики в сфере образования.
Первыми участниками игры стали студенты бакалавриата института педагогики и психологии образования. Ребятам необходимо было пройти четыре этапа «спасательной миссии». Основная часть игры проходила в формате командной работы.
Первый этап «Миссия выполнима» предусматривал разработку проекта, ориентированного на обеспечение непрерывности образовательного процесса в условиях повышенной сложности. Участники представили ряд интересных и оригинальных проектов, отличающихся разнообразием подходов и решений поставленных задач. На этапе «Презентация успеха» игрокам предстояло подготовить наглядную презентацию разработанного проекта перед аудиторией иммерсивных участников — «обучающихся», «родителей» и «педагогов». Одной из важнейших задач третьего этапа «Мастер коммуникации» стало получение конструктивной обратной связи и поддержки от иммерсивных участников, что выступало бы залогом успешной реализации представленных проектов. Сценарий четвертого этапа «Один в поле — воин» предполагал выполнение каждым членом команды отдельного задания, направленного на самостоятельное разрешение актуальной профессиональной проблемы.
Роль экспертов выполняли магистранты ИППО, что также дало студентам посмотреть на ключевые аспекты управленческой деятельности руководителя современного образовательного учреждения с разных сторон. В области социально-эмоциональных компетенций они проанализировали умение игроков проявлять эмпатию, а также способность управлять конфликтами, конструктивно разрешая разногласия и предотвращая их эскалацию. В рамках управленческих компетенций ребята выявляли лидерский потенциал участников, инициативность, а также готовность самостоятельного принятия важных решений и внедрению собственных идей. В сфере личностных качеств участников экспертами оценивались проявления способности в рефлексивности, которая помогает осознать собственные ошибки и улучшать профессиональные навыки стрессоустойчивости, позволяющей сохранять спокойствие и работоспособность в условиях высокого давления, и гибкости, обеспечивающей быструю адаптацию к изменениям. Оценивая мотивационную сферу участников, эксперты особое внимание уделили проявлению таких качеств как амбициозность, стремление к профессиональному росту и высоким результатам.
Деловая игра «Образовательный телепорт» создала уникальные условия для сопоставления опыта, знаний и идей представителей разных ступеней академической подготовки. Бакалавры интегрировали знания в практику, развивали навыки командной работы, управления конфликтами и творческого подхода к решению профессиональных задач. Деловая игра позволила им оценить уровень своей подготовленности, выявить зоны роста и вектор дальнейшего развития. Магистранты же фокусировались на совершенствовании рефлексивных способностей, позволяющих систематизировать накопленные знания и собственный профессиональный опыт и осуществлять экспертную функцию.
Одним из создателей и непосредственным ведущим игры стала доцент департамента психологии института педагогики и психологии образования МГПУ, кандидат психологических наук Анастасия Лукина. В дальнейшем планируется развитие и увеличение масштабов игры — от проведения по запросу подразделений университета до проведения для сотрудников школ города.
