11 октября 2025 г. во Дворце пионеров на Воробьевых горах, находящемся в Гагаринском районе Юго-Западного административного округа города Москвы студенты института цифрового образования группы МФ-221, обучающиеся на направлении подготовки
Под руководством доцента департамента математики и физики, кандидата педагогических наук, доцента Кудряшова Валерия Ивановича студенты группы МФ-221, группами из двух человек успешно провели мастер-классы под общим названием «Квантовые явления вокруг нас: от атома до лампочки» для присутствующим школьников, среди которых были не только учащиеся 6−11 классов, но учащиеся младших классов, а также их родители.
Проведение мастер-классов было направлено на популяризацию среди школьников фундаментальных научных знаний по физике и преодоление стереотипа о недоступности квантовой физики, а также на демонстрацию квантовых принципов и явлений, открытых учеными-физиками, которые составляют основу многих повседневных процессов и привычных вещей.
На мастер-классах студентами группы МФ-221 наглядно демонстрировались:
- дискретность энергетических уровней и квантованность орбит электрона в атоме, являющиеся фундаментальными понятиями квантовой механики;
- макроскопическое проявление высокой теплоемкости воды, являющейся следствием сложных квантовых взаимодействий между ее молекулами (водородных связей);
- процессы, аналогичные туннелированию, когда капля воды, увлекаемая пузырьком газа, преодолевает энергетический барьер — границу раздела фаз «масло-вода»;
- силы поверхностного натяжения, имеющие квантово-электромагнитную природу, заставляют жидкость перемещаться по узким каналам;
- конвекция как макроскопическое проявление изменения кинетической энергии молекул при нагреве;
- ключевое квантовое свойство — волновая природа частиц (в данном случае, фотонов).
На проведенных мастер-классах студентами группы МФ-221 школьникам последовательно раскрывались связи между привычными макроскопическими явлениями и их квантовой природой, делая сложные понятия доступными и наглядными.
Студенты группы МФ-221 с большим энтузиазмом провели мастер-классы, продемонстрировав глубокие предметные знания по физике, что способствовало проявлению большого внимания и интереса к физике со стороны школьников.