Top.Mail.Ru

Тактильное рукодельное издание

18 апреля 2023 года в Российской государственной библиотеке слепых (РГБС) состоялся круглый стол «Тактильное рукодельное издание — надежный помощник социокультурной реабилитации детей с проблемами зрения»: организатор РООИ «Детский орден Милосердия».

Создание особенных тактильных книг для слепых и слабовидящих детей силами московских волонтёров, — многолетний проект, партнером которого является институт специального образования и психологии.

Наши студенты наравне с «серебряными» волонтерами — ветеранами педагогического труда участвовали в изготовлении тактильных книг, которые затем передавались маленьким слепым обучающимся Москвы. В результате проекта ежегодно создаются 30 «волшебных сундуков» со 150 тактильными рукодельными изданиями.

Начиная с 2021 года студенты ИСОП проводят занятия по сценариям, разработанным сотрудниками РГБС. В программе круглого стола была представлена презентация интерактивного занятия с использованием тактильной книги «Передай эмоцию» с обучающимися ГБОУ Школа 1529, проведенного студентами-волонтерами института специального образования и психологии под руководством доцента кафедры логопедии Соловьевой И.Л.

Киселева Анна: Для проведения занятия со слабовидящими детьми 4 «Г» класса мы взяли за основу разработанный библиотекой сценарий, добавив несколько стихотворений и игр, адаптировав его под занятие именно с этим классом. Так как нас проводили в класс до начала урока, мы имели возможность понаблюдать за детьми на перемене, что помогло нам понять особенности обучающихся. Мы обратили внимание на то, что они были совершенно разные: эмоциональные, активные, замкнутые, пассивные. Нам хотелось провести занятие на высоком уровне, поэтому старались найти индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его темперамента, характера, желания идти на контакт. В наше интерактивное занятие на тему «Азбука эмоций» помогли детям разобраться, что же вообще такое эмоции, какие они бывают, как их правильно выражать, и в конце обучающиеся попробовали свои силы в прочтении эмоций с тактильной книгой. Но обо всем по порядку…

Беликова Анастасия: первая игра называлась «Угадай эмоцию». В начале мы вспомнили, как меняется мимика при выражении определенной эмоции. Используя короткие стихи, в которых описывалась позитивная или негативная ситуация, мы предложили детям определить эмоцию, которую испытывали герои. Ребята с интересом пытались угадать правильный ответ, показывали эмоцию, рассказывали, как меняется при этом выражение лица.

Белан Мария: Перед проведением следующей игры мы вместе с учащимися выяснили, как еще можно передавать эмоции. Поэтому в следующем интерактиве ребята не только мимикой, но еще движениями и жестами показывали эмоции, которые угадывали из предложенных нами рифмованных строчек. Объединив все полученные знания, мы вместе с Аней предложили учащимся стать настоящими актерами и провели этюд «Котята». Ребята с полной отдачей показывали все переживания котят, мимикой и жестами передавали их эмоции.

Лазарева Елизавета: Мы провели пальчиковую гимнастику, которая подготовила руки детей к осязательной деятельности и дальнейшему взаимодействию с тактильной книгой. Выполнение упражнения-считалочки «Салат» подогрело интерес учащихся для дальнейших игр и действий. Дальше началась активная работа с тактильной книгой «Эмоции», которую изготовила Г. П. Шувалова (РООИ «Детский орден милосердия»). На ее страницах представлен клоун, показывающий такие эмоции как страх, злость, удивление, радость, печаль.

Денисова Екатерина: Ребята по очереди и желанию подходили к столу, закрывали глаза и старались определить эмоцию клоуна на открытой странице. Имеющийся личный опыт, полученная на занятии информация, позволили им осязать выражение лица, и по состоянию губ, высоте бровей, размеру глаз соотнести с эмоциями клоуна. Правильные ответы поощрялись сладким подарком. В конце занятия даже самые скромные ребята с огромным интересом протискивались к столу, чтобы попробовать прочитать руками книгу.

Мы хотим отметить актуальность использования тактильных книг на занятиях со слабовидящими и слепыми детьми, и выразить благодарность, во-первых, от лица детей за возможность «потрогать» эмоции и, во-вторых, от нашего лица. Для нас, будущих логопедов, очень радостно видеть неподдельный детский интерес и получить в копилку компетенций бесценный опыт в рамках сотрудничества с РООИ «Детский орден милосердия».



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»