Театральные рецензии. Религия: светить или ослеплять

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина, спектакль в двух действиях «Тартюф» по комедийной пьесе французского комедиографа Ж.Б. Мольера «Тартюф, или Обманщик».

  • Перевод — Михаил Донской.
  • Режиссер — Брижит Жак-Важман.
  • Сценография — Лариса Ломакина.
  • Костюмы — Наталья Каневская.
  • Композитор — Марк Оливье Дюпен.

В главных ролях: Оргон — Андрей Заводюк, Тартюф — Владимир Жеребцов, Эльмира — Екатерина Клочкова, Дорина — Эльмира Мирэль, Марианна — Анастасия Мытражик.

Я уже давно не была в театре, поэтому, когда меня позвали в Пушкинский театр на «Тартюфа», я была очень рада и приняла приглашение. Спектакль был 18 февраля, в воскресенье. И конечно же, весь день был расписан по минутам. И вот, долгожданный вечер. Мы с одногруппницами заранее встретились у станции метро «Пушкинская», чтобы неспешно прогуляться по вечерней Москве. Тверской бульвар был празднично украшен, поэтому мы наслаждались яркими гирляндами и смехом людей с катка.

Когда мы зашли в театр, мне сразу стало приятно, так как внутри было очень тепло. Я сразу почувствовала атмосферность этого места. Приятный и спокойный интерьер располагал к расслаблению и умиротворению. Мы сдали вещи в гардероб, нас обслужили очень приятные молодые люди в строгих костюмах. У нас еще оставалось достаточно времени до начала спектакля, поэтому мы решили сделать несколько фотографий. В театре есть прекрасно подходящая для этого стена с изображением А.С. Пушкина.

Прозвучал второй звонок, и мы вошли в зал. Он поразил меня своей красотой и роскошью. Красные сидения, большая хрустальная люстра, мягкий желтый свет… Всё это напомнило мне о театре Оперы и балета в моём родном городе, Казани. Приятное чувство ностальгии заставило меня улыбнуться. Я была рада, что нахожусь здесь.

Мы заняли свои места в партере и стали ждать начала спектакля. Прозвучал третий звонок, и всех попросили выключить свои мобильные телефоны. Свет медленно гас, и всё моё внимание переключилось на сцену.

Честно говоря, я не знала, чего ожидать от спектакля. Я не люблю читать аннотации перед просмотром, так как не хочу, чтоб у меня складывалось ложное впечатление о представлении. Я только подозревала, что, так как Мольер жил в XVII веке, это будет нечто «старомодное». И каково же было моё удивление, когда с открытием занавеса заиграла современная песня «Feeling Good». Я сразу поняла, что от спектакля я получу удовольствие, так как мне очень нравится эта песня. Так и получилось.

Все представление было в стихах. Сначала это было непривычно, но уже примерно через 10 минут всё воспринималось прекрасно.

Также хочется отметить оформление спектакля. На протяжении всего представления декорации в целом не менялись. Перемещались только столы, стулья, скамейки и какие-то небольшие предметы. Акценты расставлялись с помощью света. Особенно мне запомнился финал, когда поместье было полностью освещено красным светом, для меня это означало разрушение и агрессию. Хочется отметить, что свет был поставлен очень грамотно, так как я всегда могла видеть актеров и ничто не ускользало от моего внимания. Костюмы были подобраны очень гармонично в соответствии с некоторым осовремениванием этой пьесы. Преобладал классический стиль одежды.

Актерская игра была на высшем уровне. Я верила тому, что они говорят, а на мой взгляд, заставить зрителя поверить — это главная задача театра. Я чувствовала полное погружение в атмосферу спектакля.

Также мне понравился подбор актеров. Роль Тартюфа исполнил очень обаятельный Владимир Жеребцов. Я думаю, что не зря на такую роль был выбран красивый мужчина, ведь кто, как не привлекательный и харизматичный человек, может манипулировать людьми. Ведь к сожалению, людям свойственно полагаться на внешность. Роль Оргона исполнил Андрей Заводюк, и, как мне кажется, он идеально подходит на эту роль, так как в основном людям старшего возраста свойственно начинать во что-то верить, искать смысл жизни. Также нельзя не отметить бойкую и харизматичную Эльмиру Мирэль в роли Дорины и красивую Екатерину Клочкову в роли Эльмиры. В общем, я считаю, что актерский состав великолепно подобран для этого спектакля.

Я не хочу пересказывать весь сюжет в своей рецензии, ведь не все любят «спойлеры». Но я хочу поделиться некоторыми впечатлениями.

С самых первых минут меня «зацепила» служанка Дорина. Её образ был мне очень приятен. Ведь несмотря на то, что она была прислугой в доме Оргона, она не боялась высказывать своё мнение и более того, к ней прислушивались. Она была хорошим советчиком, я бы даже могла назвать её другом семьи.

А вот образ Тартюфа меня сразу же оттолкнул. Хотя мы далеко не сразу видим этого персонажа на сцене, но слова, сказанные в его адрес, уже заставляют нас задуматься о том, какой же этот человек на самом деле. Мне очень понравилась идея о том, что даже не видя этого человека вживую, мы понимаем, насколько сильно один лишь его образ влияет на поведение и мысли главы дома Оргона. И хотя слова Тартюфа праведны, мысли его далеко не чисты.

Также поражает «слепота» Оргона. Он не верит своим родным, но доверяется незнакомцу, который с каждым днём приобретает всё больше власти в его доме. Оргон даже готов отдать свою дочь Марианну замуж за Тартюфа против её воли.

В образе жены Оргона, Эльмиры, мы видим, на мой взгляд, истинную женщину: верную, но при этом с присущей ей женской хитростью, кроткую перед своим мужем, но и своенравную, когда дело касается чести и безопасности их семьи.

Дети Оргона и Эльмиры представляют собой две противоположности. Марианна — неуверенная и капризная девушка-подросток, которая боится возразить отцу. А вот Дамис — вспыльчивый и не контролирующий себя молодой человек, который готов спорить не только с отцом, но и с любым другим. Он наслаждается борьбой и соперничеством.

При просмотре этого спектакля я не раз задавала себе вопросы: как можно так слепо доверять другому человеку? как можно не замечать откровенной лжи?

Чёткого ответа на эти вопросы у меня нет, но я могу точно сказать, что здесь причина такого доверия — слепая религиозная вера. Религия, помимо всего положительного, что она в себе несет, является мощнейшим рычагом управления верующими людьми. Не все люди имеют благие намерения, и для религиозных людей вера может стать их слабостью. Хотя религия и призвана освещать людям путь, но она также может ослеплять и вести ложной дорогой.

Но как же избежать этого? На мой взгляд, нужно прислушиваться к своим родным и близким, ведь они хотят нам лишь добра.

После завершения спектакля я вышла с чувством удовлетворения. Более того, мне было над чем подумать, что я и делала по дороге домой. Эта комедия поражает своей легкостью, но в то же время глубиной.

Если говорить о моей будущей педагогической деятельности, то я бы с удовольствием сводила на этот спектакль учеников 10−11 класса. Я бы не рекомендовала этот спектакль детям младше, так как, во-первых, возрастное ограничение спектакля 16+, а во-вторых, представление о религии в основном сформировывается только к 16 годам, и чтобы избежать неправильного восприятия этого спектакля, не стоит приводить на него детей младшего возраста.

Для начала я бы попросила их посмотреть этот спектакль в свое удовольствие, не думая ни о каких последующих обсуждениях. Я бы попросила их погрузиться в этот спектакль и не отвлекаться на разговоры. В антракте я бы спросила об их первых впечатлениях. Я почему-то уверена, что они будут положительными. А после спектакля я бы попросила своих учеников сохранить все свои мысли и эмоции до ближайшего классного часа, чтобы обсудить, что они вынесли для себя из этого спектакля.

Во время классного часа я бы, наверное, задала им те же вопросы, что задавала себе. Но основной вопрос был бы о том, как избежать такой ситуации в реальной жизни и не попасть в сети какого-нибудь искусного манипулятора. Я бы попросила своих учеников по желанию написать отзыв об этом спектакле. Но именно по желанию, ведь если заставлять детей делать подобные работы, они потеряют интерес к театральному миру в принципе, поскольку будут воспринимать поход в театр и последующую работу как обязанность и не смогут насладиться представлением. По возможности, я бы договорилась с учителем литературы, чтобы он или она выбрал (а) лучший или лучшие отзывы и поставила бы дополнительную оценку. Так у учеников будет мотивация к написанию подобных работ.

Как итог, я бы посоветовала каждому, кто старше 16 лет, обязательно посетить данный спектакль. Я уверена, что вы получите множество положительных эмоций и некоторую пищу для размышлений.

Камилла Оделевская



«Я — профессионал»: более 576 тысяч регистраций


25 ноября, 2020 г.


«Педагогическое образование (основное)» вошло в топ-10 направлений по количеству поданных заявок

Искусство нас объединяет


24 ноября, 2020 г.


01 декабря 2020 г. начинается регистрация на конкурсы Олимпиады искусств - 2021. Состязания будут проходить в онлайн-формате

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: