18−19 июня 2025 года на базе научно-технологического университета федеральной территории Сириус прошла Международная научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: достижения и траектории развития российского образования», которая проводится в рамках Всероссийской конференции «Благополучие детей в фокусе внимания общества и государства». Члены профессорско-преподавательского коллектива института психологии и комплексной реабилитации МГПУ принимают участие в работе ряда секционных заселений: Секция «Наука в практике образования детей ОВЗ» (профессоры департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Е.А. Екжанова, В.В. Мануйлова), Секция «Трансформация системы подготовки кадров в области коррекционной педагогики и специальной психологии» (директор института психологии и комплексной реабилитации Е.В. Ушакова, доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Г. А. Бутко). Участие в конференции принял директор института педагогики и психологии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Савенков Александр Ильич.
Программа конференции включала ключевые аспекты развития инклюзивного образования, профессиональное обсуждение позволило определить «болевые точки», наметить векторы дальнейшего развития.
Конференция стала площадкой для глубокого, заинтересованного обсуждения широкого круга вопросов об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, вопросов реализации государственной политики в обеспечении благополучия детства, реализации междисциплинарных и межведомственных программ в сфере образования, спорта, искусства, социальной защиты, инфраструктуры детства, а также трансформации системы подготовки педагогических кадров.Ключевые темы
- Подготовка педагогических кадров для работы в инклюзивной образовательной среде, реализующих технологии инклюзивного образования
- Результаты внедрения ФАОП и стандарта «педагог-дефектолог»
- Тенденции развития инклюзивного образования
- Актуальные тематики научных исследований
- Эффективные модели специального образования, раскрывающие многогранность теории и практики использования инклюзивных технологий в образовательной среде
- Цифровизация специального и инклюзивного образования
- Семья ребенка с особыми образовательными потребностями
- Междисциплинарное взаимодействие специалистов
Тематика конференции
- теоретические, методологические, организационные и методические основы инклюзивного образования
- моделирование инклюзивного образования лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах
- нормативно-правовые механизмы межведомственного взаимодействия специалистов в сфере инклюзивного образования
- эргономика и проектирование инфраструктуры развивающей доступной среды
- цифровые технологии и медиа пространство образования обучающихся с особыми образовательными потребностями
- траектории и ресурсы непрерывного образования лиц с особыми образовательными потребностями
- профессиональные компетенции специалистов в области образования и социальной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями
- гражданские инициативы по развитию отечественной системы образования лиц с особыми образовательными потребностями
- теоретико-методологические и практические вопросы нормативно-правового обеспечения, институциональных условий, организации и содержания психолого-педагогической поддержки и социальной интеграции родителей (законных представителей) и детей с особыми
образовательными потребностями

