Top.Mail.Ru

В чем причины учебных затруднений и как их преодолевать?

На рубеже 2024 и 2025 годов вышли в свет несколько изданий, подготовленных сотрудниками Института содержания, методов и технологий образования МГПУ совместно с учителями и управленцами ряда московских школ.

В сборнике «Сложные вопросы содержания образования» представлены результаты исследований по выявлению и анализу причин учебных затруднений, возникающих у учащихся при освоении отдельных тем учебных предметов, рассмотрены способы преодоления этих затруднений.

Сборник входит в серию методических исследований, проводимых ИСМиТО МГПУ. В текущем году работа методических групп Института была сосредоточена в основном на затруднениях, возникающих у обучающихся 11 классов при выполнении заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ), но не ограничивалась этим.

Формальные учебные затруднения рассматриваются не столько как повод для мобилизации учащихся на тщательное запоминание правил посредством волевого усилия, сколько как проблема понимания, проблема содержания образования и методов обучения.

Рассмотрение каждой из представленных проблем включает в себя такие этапы, как:

  • выявление темы и описание учебных затруднений;
  • выявление причин затруднений;
  • разработка новых учебных задач, позволяющих организовать освоение нового материала с учётом обозначенных затруднений и их причин;
  • организация с учащимися процедуры рефлексии способа решения учебной задачи;
  • фиксация нового понимания.

Выявление причин учебных затруднений остаётся одним из наиболее трудоёмких этапов работы со сложными вопросами. Преодоление этих затруднений требует дополнительной педагогической рефлексии в отношении специфики предметного содержания изучаемой темы и способов ее освоения.

Материалы будут полезны учителям общеобразовательных школ, студентам педагогических вузов и исследователям образования.

Книгу с интерактивным оглавлением можно скачать по ссылке.

Изображение: из архива ИСМиТО



15 команд приняли участие в интеллектуальной игре WhatWhereWhen


27 марта 2025 г.


Победителем суперигры ежегодного интеллектуального вечера «WhatWhereWhen 2025», созданного по мотивам телеигры «Что? Где? Когда?», стала команда знатоков

МГПУ — лучший педагогический в программе «Приоритет-2030»


27 марта 2025 г.


По сравнению с 2024 годом МГПУ поднялся в общем рейтинге на 9 позиций, войдя в топ-3 вузов своей категории (из 68 университетов) и обойдя 9 университетов, получавших в 2024 году специальную часть гранта