Top.Mail.Ru

«Власть и титулы»: «Этимологические раскопки» в марте

На мартовской встрече научно-студенческого кружка «Этимологические раскопки» темой стали «Титулы и власть в индоевропейских языках».

Мы начали разбор с русского «князя», ст.-слав. кънѧѕь, заимствования из германских языков (*kuningaz или *kuniggs, ср. современное нем. König), затем перешли к властным титулам, основанным на метафоре «прямой линии» (идея о вожде как «проводящем правильную линию»): rex, раджа, roi, правитель и их «правильным родственникам»: right, richt, Regierung, Reich, regular, rule, sovereign, regime (в том числе как правильный распорядок дня), а также rich, ректор, корректор, директор, дирижер, регент. Конечно, не преминули обсудить связь власти, силы (др.-англ. rice «сильный») и богатства (ср. также названия монет «реал» и «дукат»), а также счёта (в связи с reck-less, reckon, reichen). Разобрали явление регрессивной ассимиляции на примере имени Heinrich (<Heimerich, ср. также Friedrich).

Дальше перешли к идее «ведения за собой» в мотивировках властных титулов, наиболее очевидной в рус. «вождь», англ. leader, нем. Führer. Та же идея лежит в основе duke ‘герцог', восходящего к праиндоевр. *deuk ‘вести', как и нем. Her-zog; этимологические связи увели нас к разбору Duce, duchesse (из интересных неожиданных современных слов — см. название напитка Дюшес), aqueduct, abduct, conductor (где сразу вспоминается дирижер из предыдущей части), deduction. Идея «ведения» выразилась также в различных «связях» и «связках» (team, tow, tug, Zug, Zugzwang, в том числе матримониальных; здесь мы обсудили спорную этимологию рус. «невеста»), «поведении» (conduct) и «выведении» (education), в связи с чем мы остановились на метафорах образования (см. подробнее здесь) и роли педагога («детоводителя»).

После этого мы перешли к титулам «король» (и его «родственникам» Карлу, карлику и кролику) и «царь» (Цезарь), что дало повод подумать о других случаях превращения имен нарицательных в имена собственные.

Наконец, на материале лекций Ф.Б. Людоговского мы ознакомились с понятием аблаута в праиндоевропейском языке (ср. блюсти — будить — бдеть; сидеть — сад — гнездо).

По пути встречались поводы обсудить интересные лингвокультурные истории, связанные с архитектурными понятиями бельведера и Bulwark, возникновением бульваров в Париже и Москве, и проч.

В кружке участвовали студенты ИИЯ разных направлений.



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»