Top.Mail.Ru

Живая традиция в курсе фольклора

28 сентября 23 студента 1 курса приняли участие в качестве зрителей творческой программы в Государственном институте искусствознания в рамках международного конгресса
«Российский опыт изучения нематериального культурного наследия в контексте мировой науки». Вместе с группой на концерте побывала Ольга Кузьмина, куратор курса, доцент кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин.

Академическое образование для будущих преподавателей русского языка и литературы в Московском городском педагогическом университете — это соединение теории и практики. Курс по русскому фольклору для первокурсников института гуманитарных наук предполагает обязательное знакомство студентов с живой традицией.

В концерте принимали участие:

  • Фольклорно-этнографический ансамбль Российской академии музыки имени Гнесиных (художественный руководитель — С. Ю. Власова).
  • Мужская группа Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Художественные руководители — Г. В. Лобкова и К. А. Мехнецова

В программе были представлены:

  • обрядовые песни междуречья Болвы и Жиздры (Калужская область),
  • лирические песни Владимирского Поочья,
  • песни и наигрыши Псковской области,
  • песенная лирика Русского Севера.
Студенты-участники концерта поделились своими впечатлениями.

«Благодаря такому формату студенты получают наглядное и живое представление об обрядовой песне, фольклорной сказке, причитаниях и частушках, народных наигрышах на редких старинных инструментах, особенностях народной пляски и женского и мужского фольклорного вокала»

— Ирина Райкова, профессор кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета, специалист по русскому фольклору.

На концерты таких ансамблей я редко хожу, больше предпочитаю классическую инструментальную музыку. Но должен признаться, что вчерашний вечер был изумителен. Было заметно, что такие музыкальные группы способны вызвать истинный восторг даже у тех людей, которые далеки от музыки. Программа выступающих была грамотно составлена: от неспешного и протяжного начала, где хор девушек исполнял лирические песни и причитание (одну из девушек накрыли платком, под ним она плакала), до более веселых и смешных, энергичных и танцевальных камаринских плясовых песен. Запев, который открыл концерт, сразу погрузил весь роскошный зал со слушателями в совсем другую эпоху. Я считаю, что это одна из наиважнейших задач любого исполнителя на сцене — заставить погрузить все и вся вокруг себя в совсем другой мир, в другие краски. Иначе, понятное дело, слушатель/зритель уснет (очень часто наблюдаю) в мягком кресле на концерте. Так вот, погружение в песни было достигнуто! Мало того — ближе к концу выступления весь зал улыбался, радовался, хлопал и топал под ритм музыки, свистел, танцевал вместе с музыкантами. Если бы надо было описать концерт одним словом, я бы сказал: «симфония», потому что-то, что сегодня прозвучало, можно как раз было бы поместить в симфонию. Коду концерта, заключительную часть, я бы описал как «Con brio, nel modo russico» (с огнем, по-русски), когда все поют, танцуют, играют на инструментах, веселятся. В концерте была и импровизация, когда, например, из зала на сцену совершенно неожиданно вышел мужчина и начал танцевать под музыку. В такие моменты зал больше оживляется. Больше всего мне понравился мужской квартер выпускников консерватории Римского-Корсакова. Они выступали второй группой (первая — секстет девушек), исполняли «Мужскую беседу» с былиной и сказкой, с парой песен и псковским наигрышем. Вместе с ними мы окунулись в беседы тех старых времен, когда мужики собирались в избе и рассказывали самые разные истории, которые с ними приключались или которые они сами видели. Рассказ мог плавно перейти в песнь, а потом снова вернуться в разговор. После окончания беседы каждый взял инструмент (скрипку [вместо гудка], балалайку, гармонь и цимбалы), и квартет начал исполнять песни и наигрыш. Они — большие профессионалы своего дела. А еще мне было очень интересно наблюдать за тем, с каким выражением лица стоял педагог, когда перед ее глазами на концерте выступали ее ученики. То, как она с закрытыми глазами, сидя в зале, «выступала» вместе со своими студентами, участвовала с ними в музыке и песнях, проживала и пропевала про себя мелодии, хватаясь слухом за каждую ноту, тональность, тембры. То, как во время полифонии голосов у нее получалось различить и расслышать каждую отдельную мелодическую линию, которую красочно пропевала каждая из выступающих на сцене. То, как она волновалась, переживала, пока весь зал слушал и наслаждался исполнением артистов.

— Дмитрий Морозов, 1 курс

Концерт помог дополнить свой проект по дисциплине «Русский фольклор», так как на нем показывали, как происходят свадебные причитания. Также очень понравилось, как показали песни мужчин, ведь в наше время это довольно редко можно увидеть, а в те века это было достаточно популярное явление. Из этого концерта я извлекла много чего полезного, к примеру о фольклорных традициях, а также — как народ видел различные исторические события (на концерте затрагивалась тема, как военных провожали на фронт).

— Ксения Михалева, 1 курс

Мне очень понравилось. Во-первых, кадриль в исполнении Московского народного ансамбля была просто великолепной. Во-вторых, их «оппоненты» из Петербурга замечательно играли на музыкальных инструментах и совмещали это с пением. В-третьих, построение выступления ансамбля из Петербурга в форме бесёды — это очень интересный способ преподнесения материала! А ещё сказка о том, как солдат в карты обыграл генерала, тоже очень понравилась.

— Анастасия Фомина, 1 курс



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости