Top.Mail.Ru

Чему учиться, чтобы учить: как педагогу быть успешным

Что нужно, чтобы быть классным учителем? Чтобы дети бежали на урок, а дома взахлеб рассказывали о том, что было в школе? Чему учиться педагогу, который хочет быть успешным в современном мире? Непрерывный «апгрейд» собственных знаний, индивидуальный подход к ученику, технологическая грамотность и цифровые навыки — вот лишь некоторые важные штрихи к портрету успешного учителя. Еще полвека назад о таких вещах никто не задумывался.

Читать в источнике

В 50-х годах прошлого века учителя были самыми грамотными людьми, уполномоченными государством. Они воспитывали не только детей, но и их родителей, — рассказывает профессор кафедры педагогики Тихоокеанского государственного университета Алла Кузнецова. — Особых требований к педагогам не было, но после реформы 1984 года произошел всплеск: появились различные методики, нестандартные уроки. В 90-х годах ХХ века на педагогов обрушилась масса требований в виде различных терминов: гуманитаризация, информатизация, дифференциация. Мало кто понимал, что стоит за этими принципами и как применять их на практике. И в это же время все очевиднее становилась необходимость переподготовки учителей, повышений квалификации. Потом появился ЕГЭ и новые стандарты образования, направленные на результат.

Стало ясно, что педагогам нужны не только практические навыки — то, что сегодня называют hard skills, но и soft skills — навыки общения, работы в команде, — поясняет Алла Кузнецова. — Мы до сих пор ищем конструкцию, которая помогала бы учителям развиваться. Есть вектор в сторону непрерывной поддержки профессионального развития педагогов. Сегодня педагог может выбирать и строить свою образовательную программу, развивая все необходимые компетенции, приобретая новые роли. Действительно, сегодня для учителей существует множество путей саморазвития: предметные курсы-тренинги, интенсивы, стажировки, программы-конструкторы. Но многим знакома ситуация: школьная администрация направляет на одни курсы повышения квалификации всех учителей разом, но не для всех они одинаково полезны. Есть ли другой подход?

Директор должен понимать, в чем особенность каждого учителя, — говорит заведующая лабораторией МГПУ профессор Татьяна Ковалева. — Хорошая идея — создавать профессиональные требования не к учителю, а к образовательной команде. Ведь среднестатистического учителя не существует. Каждому важно вкладываться своими самыми сильными сторонами в эффективность коллектива.

Узнать свои сильные стороны и понять где нужно «подтянуться», можно на разных интенсивах. Один из них — интенсив «Я Учитель» Яндекса — стартовал 15 марта уже в третий раз. В прошлом году тесты прошли более 100 тысяч педагогов. И сейчас, по-прежнему, любой учитель может бесплатно пройти диагностику и узнать свой уровень цифровых компетенций, навыков успешного учителя и способностей работать с «трудным поведением» детей.

Тест «Компетенции успешного современного учителя» оценивает шесть универсальных «гибких» навыков: ориентацию на результат, анализ своих действий, индивидуальный подход к каждому ученику, умение сотрудничать с коллегами и другие, — прокомментировала руководитель программы «Я — Учитель» Влада Казанцева. — Цифровые компетенции — это умение работать в цифровой образовательной среде, знание принципов информационной безопасности и цифровой этики. Кроме того, можно пройти тест на компетенции, необходимые для того, чтобы сформировать у учеников читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, креативное мышление, а также проанализировать свои возможности по работе с трудным поведением детей в школе.

Современному учителю важно уметь анализировать то, что он делает, ставить задачи, задавать вопросы: зачем и почему я учу детей именно так? Что можно добавить, а что, может быть, убрать из своих методов и приемов? Такая сверка с самим собой — это уже развитие. Интенсив помогает погрузиться в это состояние — состояние, когда ты задаешь вопросы себе, задумываешься, осознаешь себя как профессионала.

Комментарий

Наталья Шевелева, завкафедрой педагогических технологий Института непрерывного образования МГПУ:

Диагностика — не сдача экзамена, защита диплома или магистерской работы. Она помогает осознать свои точки роста и определить дальнейший трек развития. Человек учится прежде всего для себя. И учитель учит хорошо до тех пор, пока учится сам. В образовании сегодня происходят изменения, учить детей так, как учили нас, невозможно и скучно. В образование пришли сетевые модели обучения: можно приглашать на мероприятия спикеров со всего мира, определять индивидуальную образовательную программу не только для учеников, но и для себя. Педагоги — в основном практики, они пойдут за новыми технологиями, когда увидят результат. Наша задача — помочь им в освоении нового.

Материал опубликован в «Российской газете»



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»