Top.Mail.Ru

В МГПУ обсуждали будущее дошкольного образования

24 и 25 сентября, в преддверии профессионального праздника «День воспитателя и всех дошкольных работников», состоялась Вторая Московская Международная научно-практическая конференция «Компетенции воспитателя — условие развития навыков будущего у дошкольника» Московского городского педагогического университета.

Второй год на конференции собираются представители дошкольных образовательных организаций, учёные-исследователи, практики, разработчики образовательных решений. На конференцию зарегистрировались почти 7000 участников со всех уголков России, а также спикеры и слушатели из Финляндии, Вьетнама, Беларуси, Эстонии, Литвы, Израиля, Греции, Украины, Украины, Казахстана, Узбекистана.

С приветственным словом на открытии конференции выступил ректор Московского городского педагогического университета — Игорь Михайлович Реморенко. Игорь Михайлович отметил амбициозность темы будущего образования, начиная с «дошколки», подчеркнул важность диалога между поколениями, показал ретроспективу мечтаний о будущем детей и задал тон всей дискуссии, предложив попытаться найти рамки движения, которые задают контуры будущего. На пленарной дискуссии спикеры и участники погрузились в вопросы развития дошкольного образования, ориентированного на будущее.

Татьяна Владимировна Волосовец в своем докладе осветила направления государственной политики в области дошкольного образования, подчеркнула, что в РФ признание приоритетности образования абсолютно бесспорно, напомнила о существующей ситуации выбора образовательных программ, доступных для родителей, дошкольников и образовательных организаций, которая дает наибольший эффект получения дошкольного образования, представила портал по информационной поддержке родителей в области образования, а также отметила необходимость внедрения новых инновационных технологий в сферу образования.
Татьяна Владимировна Якубовская представила концепцию «Сознание будущего» как основание построения future-ориентированных практик дошкольного образования. Представление о будущем закладываются в раннем возрасте, и необходимо уже в дошкольной практике иметь навыки работы с будущим, осознавая, почему и как наши решения в настоящем зависят от будущего, и выделяя критически важную сквозную компетенцию — участие в построении устойчивого будущего, влияния на него и умение строить это будущее. Также Татьяна Владимировна представила финский опыт работы с категориями будущего, рассказала об инструменте работы с будущим, форсайт-технологии, и пригласила заинтересованных участников к сотрудничеству в составе международной сетевой лаборатории программ futures-грамотности НИИ ТГУ.

Александр Николаевич Веракса рассказал о проведении российского лонгитюдного масштабного проекта в области исследования детства, реализующий научный подход к обеспечению максимального раскрытия потенциала личности каждого ребенка и направленный на поддержку культурного разнообразия страны. В проекте принимают участие 10 000 детей из 7 регионов России, и целью проекта является определение региональной специфики и получение современных норм по основным аспектам развития детей. Особое внимание Александр Николаевич уделил актуальной проблеме современного общества — влиянию пандемии на развитие и обучение детей, а также тем негативным последствиям общественных изменений, которые испытывают на себе современные дети.

Антонина Викторовна Цицулина затронула важнейшую тему безопасности детства с точки зрения образовательной, предметно-развивающей, предметной и цифровой среды, рассказала о работе в отношении стандартизации детской продукции, а в будущем и услуг, а также о проводимых мировым сообществом на мировом уровне исследованиях по изменению приоритетных категорий в игре, и появляющихся рекомендаций о введении стандартов и регулирующих инструментов в отношении размещении рекламы в цифровом контенте для детей и в контенте «ребенок-ребенок». Антонина Викторовна отметила положительную тенденцию в появлении игровых сред, разрабатываемых научным сообществом, авторскими коллективами, проходящую серьезную апробацию и отвечающую запросам образовательного сообщества.

О детско-родительских отношениях и стратегии медиации использования интернета в семьях с дошкольниками рассказала Галина Уртанбековна Солдатова. В докладе была представлена теория поколений, футурологические прогнозы о среде, в которой будут жить сегодняшние дошкольники, данные международных и российских исследований взаимодействия дошкольников с цифровыми технологиями, профиль «родителей-технофилов» дошкольников и их новые практики родительства, а также рекомендации в отношении ограничивающих и разрешающих стратегий медиации.

Светлана Николаевна Литвинова в своем выступлении представила участникам конференции концептуальные подходы к инструментам исследования будущего, обосновала место дошкольного образования в системе futures-грамотности, в системе освоения новых навыков, новых вызовов в связи с цифровизацией, познакомила аудиторию с категорией «будущее», а также поделилась промежуточными результатами исследования о представлениях детей о будущем и о развитии навыков будущего у дошкольников в сравнении с представлениями об этих категориях работников дошкольных образовательных организаций, полученных в результате проведения форсайт-сессии.

Треки Конференции отражали актуальные вопросы развития дошкольного образования.

Подготовку, новые подходы в повышении квалификации современного педагога, вопросы технологий профессиональной подготовки с учетом новой социокультурной ситуации развития и появлением нового типа детства обсудили в треке «Педагог дошкольного образования — трансформация профессиональной подготовки» с модератором Ольгой Викторовной Цаплиной. Новые форматы для дошкольного образования были представлены в докладах коллег из ИСПО им. К.Д.Ушинского, ФИРО РАНХиГС, Новосибирского государственного педагогического университета, Академии социального управления, а также практиков дошкольного образования.

В треке «STEAMS практики в дошкольном образовании как условие развития навыков будущего» модератором Анной Викторовной Прохоровой и спикерами были подняты вопросы интегративного объединения технологических, цифровых и гуманитарных практик и рассмотрены инновационные технологии STEM, STEAM и STEAMS подходов. Участники трека обсудили лучшие кейсы по созданию STEAM игр, проектов и образовательных сред, а также обменялись международным опытом с коллегами из Вьетнама и Беларуси.

Как коллаборации разработчиков образовательных решений для детей и практиков дошкольного образования влияют на изменение развивающего и формирующего пространства детского сада освещены в треке под руководством Юлии Вячеславовны Челышевой — «Современные образовательные технологичные решения: коллаборации разработчиков и практиков дошкольного образования». Индустрия детских товаров и игрушек представлена разнообразием цифровых, конструкторских и технологических решений, которые могут значительно повысить эффективность и качество дошкольного образования. Своим опытом и практикой использования таких образовательных решений делились педагоги, которые активно используют в своей профессиональной деятельности новейшие разработки в сфере образовательного оборудования.

В секции «Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников» вместе с модератором Мариной Михайловной Борисовой поднимались важные вопросы баланса классических подходов к организации физического развития дошкольников и инновационных методов. Очевидно, что развитие ребенка происходит в активной деятельности, и гибкость ума напрямую связана с динамическими и статическими процессами познания ребёнком мира. Марк Львович Вайнапель и Ирина Евгеньевна Емельянова вместе с участниками дискуссии анализировали результаты педагогического марафона «Математика без тетрадки», доказывали связь интеллектуальной и физической активности дошкольников и принимали для себя решение, как все же проводить занятия с детьми, сидя за партой или в процессе двигательной активной деятельности. Формат такого педагогического марафона позволяет в активной интенсивной деятельности трансформировать не только навыки педагогов, но и мышление будущего.

В практике дошкольного образования накоплен исследовательский и практический опыт реализации инклюзивных проектов. Спикеры из разных регионов РФ делились опытом работы инклюзивного образования в треке «Инклюзивные практики в дошкольном образовании». Модератор трека Надия Шамильевна Тюрина отметила разноплановые, интересные доклады о роли инклюзивных сообществ, о специфике применения инклюзивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с одной стороны наполненные практическим опытом, с другой абсолютно осмысленные с теоретической точки зрения, которые говорили о высоком уровне готовности и квалификации спикеров.

Благодарим всех спикеров и участников конференции! И поздравляем всех дошкольных работников с профессиональным праздником! Желаем крепкого здоровья, успехов, новых творческих и профессиональных идей и их реализации!

confida.mgpu.ru

География-01
9943490c-bfa1-4808-88a8-d8fd4b51a572
77d5eea4-f74b-4833-ba69-e6229b3c730e
31351669-e781-463c-8e8d-1bf60eae31ff
a2e47e12-1147-484e-968b-ba3a99cf6b20
a5a0440f-6ac4-4f84-8b0c-426674052d7f
c3b46469-db8c-4d59-8053-8ecfe85304cf
cbd2d228-8fb2-492e-936e-06eebedc1813
2b2b3888-f127-4874-96b6-e7008eb4f06f
3e9bbf3f-966b-42de-8983-05561ba4702e
5edf91b6-b0f3-4169-965f-63c5d9da63ef


Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы