Top.Mail.Ru

В МГПУ обсуждали будущее дошкольного образования

24 и 25 сентября, в преддверии профессионального праздника «День воспитателя и всех дошкольных работников», состоялась Вторая Московская Международная научно-практическая конференция «Компетенции воспитателя — условие развития навыков будущего у дошкольника» Московского городского педагогического университета.

Второй год на конференции собираются представители дошкольных образовательных организаций, учёные-исследователи, практики, разработчики образовательных решений. На конференцию зарегистрировались почти 7000 участников со всех уголков России, а также спикеры и слушатели из Финляндии, Вьетнама, Беларуси, Эстонии, Литвы, Израиля, Греции, Украины, Украины, Казахстана, Узбекистана.

С приветственным словом на открытии конференции выступил ректор Московского городского педагогического университета — Игорь Михайлович Реморенко. Игорь Михайлович отметил амбициозность темы будущего образования, начиная с «дошколки», подчеркнул важность диалога между поколениями, показал ретроспективу мечтаний о будущем детей и задал тон всей дискуссии, предложив попытаться найти рамки движения, которые задают контуры будущего. На пленарной дискуссии спикеры и участники погрузились в вопросы развития дошкольного образования, ориентированного на будущее.

Татьяна Владимировна Волосовец в своем докладе осветила направления государственной политики в области дошкольного образования, подчеркнула, что в РФ признание приоритетности образования абсолютно бесспорно, напомнила о существующей ситуации выбора образовательных программ, доступных для родителей, дошкольников и образовательных организаций, которая дает наибольший эффект получения дошкольного образования, представила портал по информационной поддержке родителей в области образования, а также отметила необходимость внедрения новых инновационных технологий в сферу образования.
Татьяна Владимировна Якубовская представила концепцию «Сознание будущего» как основание построения future-ориентированных практик дошкольного образования. Представление о будущем закладываются в раннем возрасте, и необходимо уже в дошкольной практике иметь навыки работы с будущим, осознавая, почему и как наши решения в настоящем зависят от будущего, и выделяя критически важную сквозную компетенцию — участие в построении устойчивого будущего, влияния на него и умение строить это будущее. Также Татьяна Владимировна представила финский опыт работы с категориями будущего, рассказала об инструменте работы с будущим, форсайт-технологии, и пригласила заинтересованных участников к сотрудничеству в составе международной сетевой лаборатории программ futures-грамотности НИИ ТГУ.

Александр Николаевич Веракса рассказал о проведении российского лонгитюдного масштабного проекта в области исследования детства, реализующий научный подход к обеспечению максимального раскрытия потенциала личности каждого ребенка и направленный на поддержку культурного разнообразия страны. В проекте принимают участие 10 000 детей из 7 регионов России, и целью проекта является определение региональной специфики и получение современных норм по основным аспектам развития детей. Особое внимание Александр Николаевич уделил актуальной проблеме современного общества — влиянию пандемии на развитие и обучение детей, а также тем негативным последствиям общественных изменений, которые испытывают на себе современные дети.

Антонина Викторовна Цицулина затронула важнейшую тему безопасности детства с точки зрения образовательной, предметно-развивающей, предметной и цифровой среды, рассказала о работе в отношении стандартизации детской продукции, а в будущем и услуг, а также о проводимых мировым сообществом на мировом уровне исследованиях по изменению приоритетных категорий в игре, и появляющихся рекомендаций о введении стандартов и регулирующих инструментов в отношении размещении рекламы в цифровом контенте для детей и в контенте «ребенок-ребенок». Антонина Викторовна отметила положительную тенденцию в появлении игровых сред, разрабатываемых научным сообществом, авторскими коллективами, проходящую серьезную апробацию и отвечающую запросам образовательного сообщества.

О детско-родительских отношениях и стратегии медиации использования интернета в семьях с дошкольниками рассказала Галина Уртанбековна Солдатова. В докладе была представлена теория поколений, футурологические прогнозы о среде, в которой будут жить сегодняшние дошкольники, данные международных и российских исследований взаимодействия дошкольников с цифровыми технологиями, профиль «родителей-технофилов» дошкольников и их новые практики родительства, а также рекомендации в отношении ограничивающих и разрешающих стратегий медиации.

Светлана Николаевна Литвинова в своем выступлении представила участникам конференции концептуальные подходы к инструментам исследования будущего, обосновала место дошкольного образования в системе futures-грамотности, в системе освоения новых навыков, новых вызовов в связи с цифровизацией, познакомила аудиторию с категорией «будущее», а также поделилась промежуточными результатами исследования о представлениях детей о будущем и о развитии навыков будущего у дошкольников в сравнении с представлениями об этих категориях работников дошкольных образовательных организаций, полученных в результате проведения форсайт-сессии.

Треки Конференции отражали актуальные вопросы развития дошкольного образования.

Подготовку, новые подходы в повышении квалификации современного педагога, вопросы технологий профессиональной подготовки с учетом новой социокультурной ситуации развития и появлением нового типа детства обсудили в треке «Педагог дошкольного образования — трансформация профессиональной подготовки» с модератором Ольгой Викторовной Цаплиной. Новые форматы для дошкольного образования были представлены в докладах коллег из ИСПО им. К.Д.Ушинского, ФИРО РАНХиГС, Новосибирского государственного педагогического университета, Академии социального управления, а также практиков дошкольного образования.

В треке «STEAMS практики в дошкольном образовании как условие развития навыков будущего» модератором Анной Викторовной Прохоровой и спикерами были подняты вопросы интегративного объединения технологических, цифровых и гуманитарных практик и рассмотрены инновационные технологии STEM, STEAM и STEAMS подходов. Участники трека обсудили лучшие кейсы по созданию STEAM игр, проектов и образовательных сред, а также обменялись международным опытом с коллегами из Вьетнама и Беларуси.

Как коллаборации разработчиков образовательных решений для детей и практиков дошкольного образования влияют на изменение развивающего и формирующего пространства детского сада освещены в треке под руководством Юлии Вячеславовны Челышевой — «Современные образовательные технологичные решения: коллаборации разработчиков и практиков дошкольного образования». Индустрия детских товаров и игрушек представлена разнообразием цифровых, конструкторских и технологических решений, которые могут значительно повысить эффективность и качество дошкольного образования. Своим опытом и практикой использования таких образовательных решений делились педагоги, которые активно используют в своей профессиональной деятельности новейшие разработки в сфере образовательного оборудования.

В секции «Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников» вместе с модератором Мариной Михайловной Борисовой поднимались важные вопросы баланса классических подходов к организации физического развития дошкольников и инновационных методов. Очевидно, что развитие ребенка происходит в активной деятельности, и гибкость ума напрямую связана с динамическими и статическими процессами познания ребёнком мира. Марк Львович Вайнапель и Ирина Евгеньевна Емельянова вместе с участниками дискуссии анализировали результаты педагогического марафона «Математика без тетрадки», доказывали связь интеллектуальной и физической активности дошкольников и принимали для себя решение, как все же проводить занятия с детьми, сидя за партой или в процессе двигательной активной деятельности. Формат такого педагогического марафона позволяет в активной интенсивной деятельности трансформировать не только навыки педагогов, но и мышление будущего.

В практике дошкольного образования накоплен исследовательский и практический опыт реализации инклюзивных проектов. Спикеры из разных регионов РФ делились опытом работы инклюзивного образования в треке «Инклюзивные практики в дошкольном образовании». Модератор трека Надия Шамильевна Тюрина отметила разноплановые, интересные доклады о роли инклюзивных сообществ, о специфике применения инклюзивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с одной стороны наполненные практическим опытом, с другой абсолютно осмысленные с теоретической точки зрения, которые говорили о высоком уровне готовности и квалификации спикеров.

Благодарим всех спикеров и участников конференции! И поздравляем всех дошкольных работников с профессиональным праздником! Желаем крепкого здоровья, успехов, новых творческих и профессиональных идей и их реализации!

confida.mgpu.ru

География-01
9943490c-bfa1-4808-88a8-d8fd4b51a572
77d5eea4-f74b-4833-ba69-e6229b3c730e
31351669-e781-463c-8e8d-1bf60eae31ff
a2e47e12-1147-484e-968b-ba3a99cf6b20
a5a0440f-6ac4-4f84-8b0c-426674052d7f
c3b46469-db8c-4d59-8053-8ecfe85304cf
cbd2d228-8fb2-492e-936e-06eebedc1813
2b2b3888-f127-4874-96b6-e7008eb4f06f
3e9bbf3f-966b-42de-8983-05561ba4702e
5edf91b6-b0f3-4169-965f-63c5d9da63ef


Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости