Top.Mail.Ru

Цифровые технологии & развитие детей: обзор исследования

В научном журнале «Образование и саморазвитие» (Том 18, № 2, 2023) опубликована статья сотрудников НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасии Белолуцкой, Светланы Вачковой, а также сотрудника Института цифрового образования Евгения Патаракина.

Масштаб исследования

Авторы статьи исследовали взаимосвязь обучения с применением цифровых технологий с развитием дошкольников и школьников. Основой для исследования стали публикации, размещенные в международных базах научного цитирования Web of Science и Scopus. Из многочисленных публикаций экспертов МГПУ интересовали статьи на английском языке, опубликованные в период с 2000 по 2020 год, в которых говорится о психолого-педагогических исследованиях в дошкольном или начальном обучении с использованием компьютерных, сетевых или цифровых технологий. Число таких статей для Scopus составило 1709, а для Web of Science — 984. В дальнейшем исследователи особенно внимательно проанализировали 60 источников, наиболее близко связанных с цифровой трансформацией дошкольного и начального обучения.

Предпосылки исследования

Заняться исследованием данной темы сотрудников МГПУ вдохновило быстрое распространение онлайн-обучения и многочисленные проблемные ситуации, которые возникли из-за неготовности национальных систем образования к цифровой трансформации. «Особенную сложность представляет вопрос об организации такой модели обучения с детьми младшего возраста — дошкольниками и младшими школьниками — у которых сфера саморегуляции и учебной мотивации находится в стадии формирования и не позволяет осваивать материал автономно или с минимальным контролем взрослого», — пишут авторы исследования.

Проведенная работа позволила понять, нуждается ли система образования в конструировании новых механизмов онлайн-обучения и разработке образовательных программах, учитывающих особенности взаимодействия ребенка, учителя и цифровой среды.

Проблемные вопросы

В процессе исследования авторы столкнулись со множеством «слепых зон». Так, например, выяснилось, что данные о влиянии цифровых сред и онлайн-технологий на образовательные результаты дошкольников очень противоречивы. Большинство исследований представляет собой сравнение значимости психолого-педагогического эффекта традиционного образования и обучения, строящегося на активном использовании цифровых технологий. «Работы, где анализировалось бы влияние различных типов онлайн-сред на те или иные компоненты познавательного и коммуникативного развития детей дошкольного и школьного возраста, представлены незначительно, — пишут исследователи, — Отдельную, на наш взгляд, проблему представляет собой исследование о влиянии цифровых, особенно игровых сред на формирование творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, которых представлено довольно много, в то время как методологические основания модели операционализации понятия „креативность“ требуют доработки: пока характеристики решений пользователей сводятся только к оригинальности и разнообразию».

Первые результаты и задел на будущие исследования

В ходе работы исследователи сумели проранжировать темы, касающиеся развития разных цифровых навыков у дошкольников и детей более старшего возраста, с точки зрения их разработанности. Сотрудники МГПУ также смогли установить взаимосвязь использования различных инструментов цифрового обучения с особенностями развития познавательной, эмоциональной, регуляторной сферы дошкольников и детей младшего школьного возраста. К наиболее перспективным направлениям дальнейших исследований ученые отнесли следующие:

  • теоретические работы по построению психолого-педагогических типологий цифровых сред и образовательных онлайн-технологий;
  • формирующие эксперименты, дизайн которых позволил бы получить релевантные данные о влиянии сред и технологий разных типов на определенные аспекты познавательного и коммуникативного развития;
  • прикладные разработки, позволяющие педагогам детских садов и школ строить профессиональную деятельность, интегрируя цифровые и реальные среды в общий содержательный контекст проблемно-ориентированного характера".

Познакомиться со статьей «Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик» по ссылке (стр. 37−55 журнала).

Фото: Freepik.



Университет АДА объявляет об открытии приема заявок на стипендию


16 мая 2024 г.


Азербайджанский Университет АДА сообщает о начале приема заявок на обучение в университете по стипендиальной программе, которая покрывает расходы студентов на обучение, проживание, медицинскую страховку

Прошло отчетное мероприятие студенческой организации «Право знать!»


16 мая 2024 г.


Премия была посвящена подведению итогов деятельности студентов в правовых квестах в течение 2023 - 2024 учебного года