Top.Mail.Ru

Детский сад, в котором живет сказка: интервью с педагогами

В журнале «Современное дошкольное образование» вышло интервью с педагогами детского сада, в котором прижились практики записывания детских историй, — «„Сказка сказок“ в детском саду школы А.Н. Тубельского».

Интервью провела Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Собеседниками Ольги Александровны стали воспитатели детского сада ГБОУ «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» Лариса Журавлева, Евгения Быкова, Ирина Копылова.

Что же это за практики записывания историй и почему они стали предметом интереса интервью?

Дело в том, что сочинение историй детьми — явление очень интересное, ведь оно объединяет в себе и текст, и рисунок, и игру. «Там, где практики записывания существуют, педагоги говорят, насколько это захватывает детей — рисовать историю, рассказывать ее и диктовать, как трепетно дети относятся к своим произведениям». Роль взрослых в записывании детских историй архиважна: заинтересовать ребенка, включить в общий процесс, дать ему почувствовать себя автором, мягко направить, если вдруг история зашла в тупик, но ни в коем случае не критиковать и не додумывать историю за него.

Возможно, поэтому эти практики не просто редки, а очень редки. Чтобы понять, какие именно способы проявления и поддержки выстраивают взрослые для детского сочинительства, и было проведено интервью с воспитателями детского сада школы Тубельского, практикующими в работе с детьми записывание историй.

Календарь, блокнот, «сказка»: с чего начиналось записывание историй

Отвечая на вопрос Ольги Шиян о том, как традиция записывания сказок приживалась и как живет в разных группах, педагоги вспомнили:

  • "…решили, что надо сделать такие календарики, в которых будет написано число на каждой странице — и заодно они будут знать и число. И дети там будут рисовать, а мы будем записывать. Сначала они были в клеточку, эти календарики. Потом стало понятно, что надо не в клеточку, потом — что карандаши нужно, а не фломастеры в руки. Вот так все началось" (Лариса Журавлева).
  • «Такой блокнот, который Лариса называет календарь, мы называем просто „сказка“. Дети идут туда, рисуют, потом приходят, рассказывают, мы записываем и в развернутом виде ставим на подоконник так, чтобы в течение дня эти рисунки можно было дорисовать» (Ирина Копылова).

Интересна и роль «сказочника», о которой рассказали педагоги: ежедневно они выбирают ребенка, который становится главным на весь день — он собирает утренний круг, поет песенку, когда дети идут обедать, его блокнот со сказкой становится основой для музыкального занятия. «В этот день его сказка играется в музыкальном зале с помощью концертмейстера, с живой музыкой, с костюмированием, а дети выбирают себе роли. Полчаса отводится, чтобы сыграть эту сказку. А взрослому приходится быть режиссером, модератором и воспитателем одновременно».

Что дает записывание сказок взрослым и детям?

«Зачем это вам?» — вопрошает Ольга Александровна. Ведь очевидно, что нагрузка на педагогов, практикующих в работе с детьми записывание сказок, возрастает: им необходимо оставаться не только стенографистами, но и чуткими собеседниками, учиться помещать сказку в рамку театра, находя при этом каждому ребенку свою роль в сказке. Ради чего это все?

По словам воспитателей, сочинение сказок дает им структуру и предсказуемость. В сочинение сказок можно также включить образовательные элементы: можно учиться читать и писать, не учась. Но есть и другие смыслы, поражающие своей глубиной: «Когда ребенок рисует сказку и говорит про нее, очень часто можно почувствовать, что его что-то беспокоит, волнует. Тогда я знаю, что возможно, далее, в повседневной деятельности, это проявится, и как бы внутренне „настраиваюсь“ на это. Например, приходит с утра девочка, очень эмоциональная, и говорит, что „у меня сегодня на небе туча, она вся такая большая и чёрная, и из нее посыпались страшные иголки“. Конечно, понятно, к чему дело шло, и к обеду все развернулось. В этом есть некая „терапевтичность“ сказок: они отражают и выражают детские чувства».

Получается, помимо формальных аспектов, придумывание сказок и их записывание совместно со взрослыми эмоционально подпитывает ребенка, а взрослому помогает наладить контакт с каждым воспитанником.

«Понятно, что практики не берутся как „технологии“, они передаются как-то иначе, как образ жизни с детьми. Будем уповать на то, что это интервью появится как отсвет этой совместности, и станет еще одним аргументом в пользу детского сочинительства», — подытоживает Ольга Александровна. Подробнее о том, что особенно взрослых удивляет в детских историях, как жизнь отражается или преобразуется в сказках и почему детское авторство столь ценно, читайте в полной версии интервью.

Фото: Freepik



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости