Top.Mail.Ru
Шиян Ольга Александровна

Шиян Ольга Александровна

Должность: доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


ShiyanOA@mgpu.ru

+7 (499) 132-35-09


Преподаваемые дисциплины
- Практическая психология мышления и речи
- Образовательные результаты дошкольного и школьного образования
- Когнитивная психология дошкольника в культурно-исторической традиции
Научно-преподавательский стаж
27 лет
Уровень образования, квалификации
кандидат психологических наук, доцент
Направление подготовки (или специальность)
Педагогика и психология
Общий стаж
35 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
Удостоверение о повышении квалификации № 18179/263 от 02.11.2018 «Разработка и экспертиза электронных модулей программ педагогического образования», 36 часов ГАОУ ВО МГПУ
Основные публикации
  1. N. Veraksa, A. Belolutskaya, I. Vorobieva, E. Krasheninnikov, E.
    Rachkova, I. Shiyan, O. Shiyan. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results Psychology in Russia:
    State of the Art, 6, 2, 2013. 65−77.
  2. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду// Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016 — № 7. — С. 58−69.
  3. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36»// Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — № 2. — С. 16−31.
  4. Igor Shiyan, Olga Shiyan, Aleksander Veraksa & Nikolay Veraksa Preschool teacher par-ticipation in Russia: Background, system and modern trends. // Teachers' and Families' Perspectives in Early Childhood Education and Care. Early Childhood Education in the 21st Century Vol. II, 1st Edition. Edited by Sivanes Phillipson, Susanne Garvis, Routledge, 2018.
  5. Igor Shiyan, Olga Shiyan, Alexander Veraksa, Nikolay Veraksa Early childhood education and care in Russia: different contexts of cultural-historical theory. // International Perspectives on Early Childhood Education and Care: Early Childhood Education in the 21st Cen-tury Vol I. Edited by Susanne Garvis, Sivanes Phillipson, Heidi Harju-Luukkainen. Routledge, 2018. P. 154−162.
  6. Оlga Shiyan, Camilla Björklund, Ingrid Pramling Samuelsson Narratives as tools for expressing structure and creativity with preschool children in two cultures // Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research. Russian and Western Values 2018 — Routledge.
О себе

Шиян Ольга Александровна является членом Российского психологического общества, в июне 2019 г. принимала участие в Форуме психологов России, выступала с сообщением «Отражение процессов развития в дошкольном возрасте».

В 2018, 2019 и 2020 гг. выступала в рамках Московского салона образования (с сообщениями о разработке инновационной программы для дошкольников и исследованиях качества дошкольного образования с использованием инструментария ECERS).

В 2018—2020 гг. принимала участие в Международной научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста (ECCE)» в качестве докладчика и ведущего секций.

Является членом Экспертного совета Рыбаков-фонда.

С 2016 года является членом Европейской ассоциации развития взрослых (ESRAD).

Область научных интересов

Психология творчества, психология развития, оценка качества дошкольного образования

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.04.02, Психолого-педагогическое образование, "Проектирование и экспертиза дошкольного и школьного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского)"

Научные интересы
Психология творчества, психология развития, оценка качества дошкольного образования


Участие в научных мероприятиях
— XXIX Международная конференция Европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA) (2019);
— X Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (2020);
— Международная конференция ECERS Meeting (2020).


Наиболее значимые публикации

  1. N. Veraksa, A. Belolutskaya, I. Vorobieva, E. Krasheninnikov, E.
    Rachkova, I. Shiyan, O. Shiyan. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results Psychology in Russia:
    State of the Art, 6, 2, 2013. 65−77.
  2. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду// Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016 — № 7. — С. 58−69.
  3. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36»// Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — № 2. — С. 16−31.
  4. Igor Shiyan, Olga Shiyan, Aleksander Veraksa & Nikolay Veraksa Preschool teacher par-ticipation in Russia: Background, system and modern trends. // Teachers' and Families' Perspectives in Early Childhood Education and Care. Early Childhood Education in the 21st Century Vol. II, 1st Edition. Edited by Sivanes Phillipson, Susanne Garvis, Routledge, 2018.
  5. Igor Shiyan, Olga Shiyan, Alexander Veraksa, Nikolay Veraksa Early childhood education and care in Russia: different contexts of cultural-historical theory. // International Perspectives on Early Childhood Education and Care: Early Childhood Education in the 21st Cen-tury Vol I. Edited by Susanne Garvis, Sivanes Phillipson, Heidi Harju-Luukkainen. Routledge, 2018. P. 154−162.
  6. Оlga Shiyan, Camilla Björklund, Ingrid Pramling Samuelsson Narratives as tools for expressing structure and creativity with preschool children in two cultures // Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research. Russian and Western Values 2018 — Routledge.

Страница автора на портале Научной электронной библиотеки.

Ольга Шиян о ситуации в дошкольном образовании

Эксперт МГПУ рассказала «Мелу», почему массовое дошкольное образование не меняется в лучшую сторону

Ольга Шиян в эфире радио «Говорит Москва»

В подкасте «Радиошкола. Большой разговор» доцент МГПУ рассказала о важности дошкольного образования и как на него влияет Федеральный государственный образовательный стандарт

«Любая система должна развиваться»: интервью о смелости менять

Ольга Шиян вместе с коллегой поговорили с руководителем семейного центра Монтессори «Розовая башня»

«Имущему дастся, а у неимущего отнимется»

Ольга Шиян в «Вестях образования» о возможностях новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, на работу по которой должны перейти все российские детские сады с 1 сентября 2023 года

Тревожный подарок прошедшего года для дошкольного образования

Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, поделилась с корреспондентом «Вестей образования» мнением о происходящих в современном дошкольном образовании изменениях

Ольга Шиян — ForbesEducation: как выбрать правильный детский сад

Эксперт МГПУ Ольга Шиян рассказала ForbesEducation, на что родителям стоит обращать внимание при выборе детского сада

Жизнь детских садов может измениться: опасения экспертов

Мнение эксперта Ольги Шиян, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, о проекте федеральной образовательной программы дошкольного образования

Эксперт МГПУ в «Forbes Education» о том, как улучшить дошкольное образование

Эксперт МГПУ Ольга Шиян рассказала об исследовании качества дошкольного образования, проведенном МГПУ, о том, что стоит за модным понятием soft skills и том, можно ли его подружить с ЗУН

Ольга Шиян о мастерстве дискуссии

Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, провела занятие в online-школе Международного конкурса имени Льва Выготского

Итоги ежегодной конференции EECERA, 2022

Сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования представили свои исследования на 30-й ежегодной конференции Европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA)

«Исследование в действии — Action research»: продолжение следует

16 апреля Вторым межрегиональным симпозиумом практик – партнерских площадок МГПУ завершился очередной этап проекта «Исследование в действии – Action research»

Лаборатория развития ребенка о вызовах дошкольного образования

17 и 18 марта сотрудники лаборатории развития ребенка приняли участие в мероприятиях XIX ежегодной международной конференции «Тенденции развития образования: "Право и свобода в образовании"»

Конференция в Красноярске: созвучие планов взрослых и детей

2 декабря 2021 года завершилась IV Красноярская краевая научно-практическая конференции по дошкольному образованию «Современный детский сад: созвучие планов взрослых и детей»

Исследование о развитии компетенций дошкольного педагога

Опубликовано исследование экспертов НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ о проблемах и задачах развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в России

Впечатления участников семинара «Исследование в действии»

9 октября состоялась первая в этом учебном году встреча в рамках проекта «Исследование в действии (Action Research)»

Диалектическое мышление и понимание эмоций: какие условия важны

В третьем выпуске журнала «Вопросы образования» опубликована новая статья сотрудников НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Ребенок идет в детский сад: что важно знать родителям

Эксперт МГПУ Ольга Шиян стала гостем передачи «Родительское собрание» («Эхо Москвы») и рассказала о самых важных моментах, которые стоит знать родителям детсадовцев