Ребенок идет в детский сад: что важно знать родителям

29 августа Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, стала гостем передачи «Родительское собрание», выходящей на радиостанции «Эхо Москвы». В преддверии нового учебного года Ольга Александровна приняла участие в обсуждении темы «Ребенок идет в детский сад». Запись эфира можно посмотреть по ссылке, а сейчас предлагаем ознакомиться с ответами Ольги Шиян на самые интересные вопросы программы.

Как понять, что ребенок готов к детскому саду?

Нужно понаблюдать, насколько заинтересованно ребенок включается в групповую коммуникацию, как он реагирует на малознакомых взрослых. Однако принципиальный фактор здесь — качество детского сада, потому что бывает так, что, идя в один детский сад, ребенок рыдает, а с переходом в другой эта проблема исчезает.

Насколько хороша практика пробного режима, когда родители отводят ребенка в сад на несколько часов и первое время просто наблюдают, как он реагирует и адаптируется?

Одни дети с нетерпением ждут похода в детский сад, другим тяжело разлучиться с родителями даже на несколько часов, поэтому все зависит от ребенка. В любом случае очень важно установить контакт с воспитателем, то есть нужно найти взрослого, которому вы доверяете, а дальше уже вместе с ним обсуждать ситуацию. Компетентный воспитатель может дать хороший практический совет родителю, который поможет сделать адаптационный период максимально легким и комфортным для ребенка.

Стоит ли отдавать ребенка в ясельную группу?

Такой опыт очень распространен в зарубежных странах. Если необходимо отдать ребенка в ясельную группу, мы должны быть уверены, что в этом детском саду действительно очень хороший уход. Специфика этого возраста (до 3 лет) — формирование привязанности и базового доверия к миру. Если мы хотя бы какую-то часть этого отдаем детскому саду, то мы должны удостовериться, что ребенок не принесет оттуда чувство стыда или вины. Поэтому доброжелательность и внимание воспитателей в уходе за ребенком раннего возраста должны быть на первом месте.

Как подготовить ребенка к первому дню в детском саду?

Любой выход в несемейное пространство связан с тем, какой опыт у ребенка был до этого: чем больше он накопил уверенности, что он любимый, свободный и смелый, тем легче ему будет двигаться дальше. Но если мы представим себя на месте ребенка, мы поймем, что выходить в большой мир, который еще совсем не знаком — страшно. Поэтому можно придумывать разные хитрости. Например, давать ребенку какую-то маленькую вещичку, которую он носит с собой как знак того, что его значимый взрослый о нем не забывает и скоро придет за ним.

Что делать, если ребенок пришел из сада со слезами и словами, что он больше никогда туда не пойдет?

В первую очередь необходимо выслушать ребенка, а не бежать и сразу принимать какие-то меры. В этом разговоре нужно отразить и разделить его чувства. Иногда того, что взрослый посочувствует и скажет, что у него были такие случаи, достаточно для того, чтобы ребенок вытер слезы и был готов к следующим походам в сад. В других случаях нужно вмешиваться и разговаривать с воспитателем.

Стоит ли рассматривать детский сад как подготовительную ступень к школе? Как в таком случае должна быть распределена нагрузка?

Дошкольное образовательное учреждение высокого качества отличается тем, что образование в нем происходит через событийную жизнь. Например, если дети играют в магазин, в этой игре происходит масса образовательных моментов: они что-то считают, пишут вывески и так далее.

На самом деле, мы несколько механически понимаем готовность ребенка к школе: если там он уже должен уметь читать и писать, значит, уже в детском саду ему нужно начинать этому учиться. Но парадокс детского развития состоит в том, что готовность к будущему чтению и письму рождается в игре, сочинении историй, рисовании. В. В. Давыдов говорил, что внутри игры вызревает будущее теоретическое мышление, потому что это возможность увидеть то, чего нет. У ненаигравшихся детей могут быть проблемы в школе: игровые приемы, использующиеся на уроках, сразу выносят их в игру, а не становятся мостиком в учебную деятельность.

Важно, чтобы то, чем окружен ребенок в детском саду, провоцировало его воображение: в группе должно быть много разнофактурной бумаги, неструктурированного материала, кубиков. Отлично, если есть возможность сделать игру длительной, а не убирать или разрушать какую-либо постройку перед уходом, например, на прогулку, потому что именно длительная игра важна для развития.

С какими навыками и знаниями должен выходить из детского сада ребенок?

Если дошкольное образование было действительно качественным, то, скорее всего, ребенок вынесет из сада умение действовать по правилам, которые он задал сам себе (это рождается в игре), способность мыслить творчески, умение сотрудничать. Лучший детский сад тот, где поддерживают детскую инициативу и где ребенок действует по своему замыслу.

Запись эфира можно посмотреть по ссылке.


Персоны



«Система внутренней безопасности, увы, не панацея»


22 сентября, 2021 г.


Ректор МГПУ Игорь Реморенко комментирует "Комсомольской правде" возможные способы борьбы со стрельбой в российских учебных заведениях

«Мел»: как провести занятие по ОБЖ после трагедии в Перми


22 сентября, 2021 г.


На вопросы, поступившие в "Мел", отвечает руководитель магистерской программы «Обеспечение безопасности образовательной организации» МГПУ Олег Зверев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: