Top.Mail.Ru

Писать от руки или печатать: какой навык важнее для ребенка

Исследование показало, что каждому третьему приходится брать в руки авторучку всего раз в полгода — все записи делаются в электронном виде. Печать на компьютере или телефоне почти вытеснила письмо от руки. Может, пора учить первоклашек «чистопечатанию», а не заполнению прописей? О том, нужно ли отменять обучение письму в школах, порталу «Рамблер/родители и дети» рассказывают академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Савенков и кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Ольга Цаплина.

«Доказано, что рука — это ещё один орган речи. От развития моторики руки, её подвижности, координации зависит нормальное речевое развитие маленького ребёнка. Это объясняется близким расположением центров мозга человека, отвечающих за моторику и речь», — объясняет Ольга Цаплина.

Во время написания букв и слов в голове ребёнка происходит колоссальная работа: он анализирует, обобщает написанное, то есть мыслит.

«Без этих процессов невозможно развитие интеллектуальных способностей у ребёнка, его умения концентрироваться, формулировать свои мысли. Сначала малыш раскрашивает, потом рисует, потом прописывает элементы букв и дальше уже пишет от руки — всё это этапы развития человеческого интеллекта, которые пропускать ни в коем случае нельзя».

Александр Савенков отмечает, что ещё в начале 2000-х в России велось обсуждение того, что от обучения письму в начальной школе можно отказаться без ущерба для образования детей.

«Это важно в плане преодоления перегрузки школьников. Во все времена младшие школьники, их учителя и родители тратили уйму времени, массу сил и нервов, чтобы освоить технику письма. Современные старшие школьники и студенты активно используют в процессе обучения планшеты и ноутбуки. От этого они не разучились писать, но зато как здорово, что не нужно носить кучу тяжёлых учебников и тетрадей, а достаточно компактных гаджетов», — поясняет Александр Савенков.

Эксперты уверены: даже при наличии мощных технологий письмо от руки останется важнейшим навыком, активирующим мыслительные процессы, и мостиком для развития связи между двумя полушариями мозга ребенка.


Персоны



ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Преподаватели кафедры РЯЛ на конференции в МГУ


04 декабря 2025 г.


27 и 28 ноября на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова прошла XIII международная научная конференция «Романские языки и культуры: от античности до современности»

Главные новости