Top.Mail.Ru

Как увидеть личность ребенка в стенах школы: доклад Елены Ивановой

30 мая 2025 года Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, выступила на сессии «Архитектура образовательных пространств: как создавать школы нового поколения», организованной сообществом Noôdome. Закрытая встреча сообщества прошла в рамках тематической лаборатории «Про образование». Модератором стала Екатерина Панова, основатель консалтингового агентства Plan the Best, преподаватель Universal University, автор программ по развитию бизнеса в креативных индустриях.

К обсуждению также присоединились:

  • Сергей Остроух, основатель и генеральный директор ГК «ИМАГО», эксперт в проектировании образовательной среды;
  • Татьяна Параева, заместитель генерального директора MR Group по социально-образовательной инфраструктуре;
  • Ольга Рокаль, архитектор, педагог, сооснователь бюро UTRO и образовательного проекта МЕСТО;
  • Алексей Тимонов, руководитель группы АИ студии ПАРТ-А;

Спикеры обсудили, как школьные и дошкольные пространства влияют на идентичность ребенка и как соединить функцию и эмоцию, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Елена Владимировна выступила с докладом «Проксемика и образовательное пространство: как увидеть личность ребенка в стенах школы». Она подняла важные вопросы о том, как устройство школьной среды влияет на поведение, самоощущение и развитие детей, и почему важно учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся при проектировании образовательного пространства.

Центральной темой выступления стала проксемика — область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Эксперт МГПУ подчеркнула, что школьная среда — это не просто стены и мебель, а важный участник образовательного процесса. Пространство может поддерживать чувство безопасности и автономности или, напротив, мешать их формированию.

Спикер подробно рассказала о том, как в разном возрасте дети по-разному воспринимают и осваивают школьное пространство:

  • младшие — через игру и яркие образы;
  • подростки — через конфронтацию и стремление к самовыражению;
  • старшеклассники — через выбор, проектную деятельность и социальные связи.

Особый интерес вызвал кейс про «безопасный гардероб»: в ходе проектных семинаров выяснилось, что школьники воспринимают безопасность не как контроль, а как право на закрытость. Это стало наглядным примером того, как важно слышать и учитывать мнение самих обучающихся при создании школьной среды.

Доклад подвел к мысли о том, что проектировать школу — значит не строить, а слушать. «Понимание потребностей и предпочтений школьников является ключевым фактором в создании безопасной и комфортной среды», — подытожила Елена Иванова.

Фото: Freepik



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»