Top.Mail.Ru

Беседа со школьным учителем в рамках инициативного онлайн-проекта «TEFL: Точка входа»

В рамках инициативного онлайн-проекта «TEFL: Точка входа» (кафедра английского языка и лингводидактики), в преддверии Дня Учителя состоялась очередная откровенная беседа о профессиональном и насущном с представителями профессионального лингвометодического сообщества. Регулярные беседы с учителями, получение обратной связи от «работодателей» позволяют поддерживать прочную связь между теорией вузовской подготовки и практикой «суровой жизни в школе». В частности, в рамках кафедрального проекта определяются приоритеты и ценности современного учителя-практика, уточняются особенности современной педагогической ситуации в школах российских мегаполисов. Гостем проекта стала Камилла Карлосовна Князева, учитель английского языка ГБОУ Гимназии № 11 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена. Автором идеи и ведущим проекта выступает Виктория Гончарова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и лингводидактики МГПУ.

Так, в рамках беседы удалось обсудить широкий круг вопросов, связанных с обучением иностранным языкам в школе в общем и, в частности, на примере г. Санкт-Петербурга, от административно-правового контекста школьного языкового образования до обсуждения индивидуального опыта и интерпретации смыслов профессии учителя.

В практике современного школьного образования наблюдается разрыв между социальными требованиями и ресурсной базой, обеспечивающей их реализацию. Так, актуальные задачи учителя иностранного языка включают, помимо реализации учебного процесса, также ряд задач, связанных с персонализацией обучения (проведение индивидуальных занятий с «отстающими» и «отсутствующими» учениками, учёт особенностей инклюзивных условий обучения, создание эффективной эмоционально-экологичной образовательной среды, способствующей повышению уровня учебной мотивации, субъектности и выражению личностной позиции учеников).

Как следствие, главным девизом современного учителя становится готовность проявлять личную инициативу для постоянного развития собственного профессионализма, умения учиться и «переобуваться в полёте», расширять диапазон своих профессиональных интересов и целей и, в общем, умение изменяться в тональности современного мира, в котором нестабильность — признак его устойчивости. В этом смысле сам педагогический профессионализм и вовсе раскрывается как гибкость, принципиальная подвижность мышления в единстве с выраженным эмоциональным интеллектом, эмоциональной стабильностью учителя. Гость беседы указывает на важность для учителя постановки задач на профессиональное саморазвитие и, стало быть, чёткое отслеживание зон своих профессиональных дефицитов. Инструментами решения задач при этом могут быть научные конференции и научно-методические мероприятия (семинары, курсы повышения квалификации), участие в профессионально-методических сообществах, т.п. и просто открытая и активная жизненная позиция учителя-личности. В этом контексте особо подчёркивается преимущество коллегиального взаимодействия, профессионального партнёрства, выполняющего в своём роде мотивирующую и вдохновляющую функцию для учителя. (Встаёт вопрос: нужен ли педагогическому сообществу отдельной школы коуч для профессионального развития в условиях, когда автономия, решительность и инициатива становятся главными условиями для профессиональной конкурентноспособности и вообще профпригодности?) Безусловно, особую роль в деле такого вдохновения играет руководитель образовательной организации (или её подразделения).

С другой стороны, саморазвитие и субъектность учителя по умолчанию обычно считается ограниченными со стороны жёстких рамок «официальной» организации учебного процесса: КТП (календарно-тематическое планирование) и УМК. Однако, гость беседы формулирует оптимистический тезис: творческий потенциал учителя можно применить на любом уроке, даже в отсутствие его цифрового наполнения. «Поле для творческого самовыражения учителя на каждом уроке бесконечно». Увлекательной и одновременно полной возможностей для учителя является его способность (и, собственно, задача/полномочие) интерпретировать объективно предложенный ему образовательный контекст (УМК, условия учебного процесса, задачи обучения, пр.) с позиции автора того урока, который он конструирует. При этом в таком процессе интерпретации реальности учитель выражает себя как личность через ту или иную, присущую ему «суперсилу»: у кого-то есть организаторский талант, у кого-то получается затевать увлекательные игры, кто-то виртуозно фиксирует результаты обучения, достигнутые учениками, т.п. Как правило, в результате ученики получают «симметричный» эффект: развиваются метапредметные умения, применяются универсальные учебные действия, расширяется общий кругозор, формируется учебная автономия и субъектность (способность иметь и отстаивать свою позицию), происходит самовыражение ученика как личности.

Таким образом, в этом процессе через творческую реализацию задачи учителя раскрывается главная «интрига» предмета «Английский язык» — обучающиеся получают возможность «прожить» опыт реальной жизни посредством иностранного языка, который становится инструментом для чего-то большего — решения реальной, личностно значимой для ученика задачи. Иными словами, преодолевается условность предметности «Иностранный язык» за счёт выхода в реальность, то есть туда, где иностранный язык используется как средство для самовыражения и функциональный инструмент для жизни. Учитель трансформирует иллюзорность обучения иностранному языку в «настоящность» через понятую учениками значимость языка как инструмента для решения значимых же для них задач. «Успешный урок — это урок-озарение», поясняет Камилла Карлосовна. В этом смысле, кроме прочего, ключевое значение приобретает интерес к личности каждого ученика. Это предполагает построение особой атмосферы сотрудничества на уроке, главным принципом обучения в которой становится вдохновляющее «говори с учениками на английском языке о них же с ними!». Отсюда понятным становится, что «„Английский язык“» — это больше, чем предмет!".

В ходе беседы обсудились суть «инновации» в педагогическом процессе, характер взаимодействия школы и вуза, проблемы и задачи исследовательской повестки современной школы, определяется формула успешности урока и профессиональные качества успешного учителя, характеризуется образ языкового образования ближайшего будущего и многое другое. Полную запись беседы можно посмотреть по ссылке.

В заключение Камилла Карлосовна поделилась своим видением урбанистической проекции профессии учителя. «Питерский учитель английского» — это, прежде всего, партнёр и наставник для ученика, способный вдохновить собственным примером на творческий подход к жизни и самовыражению на изучаемом языке, главным словом которого становится слово «вместе». Согласимся с этим точным определением, дополняя его надеждой на дальнейшее совместное сотворчество Москвы и Санкт-Петербурга в деле обмена профессионально-педагогическим опытом и обучения длиною в жизнь! Беседы подобного характера указывают на перспективы развития сотрудничества программы «школы-вуз» для Московского городского в межрегиональном («межстоличном») масштабе.

Кафедра английского языка и лингводидактики Московского городского педагогического университета выражает благодарность ГБОУ Гимназии № 11 г. Санкт-Петербурга и лично Камилле Карлосовне Князевой за интересную беседу и обмен профессиональным опытом. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!



В МГПУ прошёл городской семинар, посвященный истории народного ополчения столицы 1941 года


05 декабря 2025 г.


Cеминар «Живая память московского народного ополчения. Методики обучения, воспитания, музейно-педагогической, краеведческой и поисково-исследовательской работы» состоялся в преддверии 84-й годовщины начала контрнаступления советских войск под Москвой

ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Главные новости