Top.Mail.Ru

В России 90% первокурсников используют нейросети в учебе

Большинство — 90% — первокурсников активно используют ИИ-инструменты в своей учебной деятельности, несмотря на то, что эти технологии стали доступны относительно недавно. Однако к выпускному курсу этот показатель снижается до 59%. Такие данные были получены в результате опроса, проведенного Московским городским педагогическим университетом (МГПУ), с результатами которого ознакомилась «Газета.Ru».

Опрос дает представление о динамике отношения студентов к использованию ИИ в обучении на различных этапах их академического пути, а также о наиболее востребованных функциях ИИ-сервисов среди студентов и преподавателей.

«Я думаю, что искусственный интеллект проще освоить, чем, например, офисные компьютерные приложения. Здесь за счет проб и ошибок технология осваивается на интуитивном уровне. И, конечно, всю жизнь надо чему-то учиться. Как учителя будут учить других, если сами не учатся?», — прокомментировал ректор МГПУ Игорь Реморенко.

Он подчеркнул, что речь не идет о полной замене человека в сфере образования.

«Многое из того, что делает учитель, можно автоматизировать (проверка тетрадей, составление тестовых заданий, натаскивание на какие-то алгоритмы и пр.), но это далеко не вся работа педагога. Высвободившееся от рутинных операций время можно потратить на творчество, общение, дискуссии и многое другое полезное», — добавил ректор.

Эта тенденция может быть связана с различными факторами, влияющими на восприятие и использование студентами новых технологий в процессе обучения. Одним из возможных объяснений является то, что первокурсники, будучи «цифровыми аборигенами», более открыты к внедрению инновационных инструментов в свою учебную рутину. Они выросли в эпоху стремительного развития технологий и воспринимают ИИ как естественную часть своей жизни. Кроме того, находясь в начале своего академического пути, они могут быть более склонны экспериментировать с новыми методами обучения и выполнения заданий.

С другой стороны, по мере приближения к выпуску студенты старших курсов могут становиться более избирательными в использовании ИИ-сервисов. Возможно, накопленный опыт и знания позволяют им критически оценивать эффективность и целесообразность применения ИИ в конкретных учебных ситуациях. Кроме того, на старших курсах студенты часто сталкиваются с более сложными и специфическими задачами, требующими углубленных знаний и навыков, которые ИИ-сервисы пока не всегда способны обеспечить.

Среди преподавателей, которые начали использовать ИИ-сервисы относительно недавно, разница в использовании ИИ в зависимости от педагогического стажа не столь значительна: 42,9% преподавателей со стажем 1−3 года и 41,5% со стажем более 20 лет прибегают к помощи ИИ-сервисов в своей работе. Это может свидетельствовать о том, что внедрение ИИ в образовательный процесс зависит не от возраста и опыта преподавателей, а от их понимания и готовности осваивать и применять новые технологии.

Опрос выявил наиболее востребованные функции ИИ-сервисов среди студентов и преподавателей. Генерация текстов является самой популярной функцией как среди студентов (91,6%), так и среди преподавателей (80,6%). За ней следуют поиск информации и ответов на фактологические вопросы (78,3% среди студентов и 71,8% среди преподавателей), генерация идей и решений для учебных задач (65,2% среди студентов и 54,8% среди преподавателей), перевод текстов на другие языки (43,8% среди студентов и 63,7% среди преподавателей) и создание изображений, видео и звука (44% среди студентов и 58,1% среди преподавателей).

Результаты опроса также показывают, что и студенты, и преподаватели признают несовершенство текущих ИИ-сервисов и необходимость их доработки (около 80% в обеих группах). Несмотря на растущую популярность отечественных разработок, таких как YandexGPT и GigaChat, зарубежный сервис ChatGPT остается наиболее востребованным среди студентов (53,3%) и преподавателей (48%). Хотя, по всей видимости, в ближайшее время ситуация будет меняться. Поскольку ожидается массовое использование специально настроенных и дополнительно обученных систем генерации текстов.

Полученные данные могут стать основой для дальнейших исследований и дискуссий о роли ИИ в высшем образовании, а также для разработки стратегий по эффективной интеграции этих технологий в учебный процесс с учетом меняющихся потребностей и ожиданий студентов и преподавателей.

Источник: Газета.Ru
Фото: МГПУ


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости