16 декабря 2025 года в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребёнка» состоялась апробация диссертационного исследования аспиранта Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Порфирьева Ивана Васильевича на тему «Педагогическая технология сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)».
Апробация прошла в формате совместного доклада с научным руководителем Ириной Юрьевной Левченко, доктором психологических наук, профессором, заведующей лабораторией инклюзивного образования Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ. Доклад был посвящён методологическим подходам к образованию родителей детей с ТМНР и представлен в рамках научно-практической сессии конференции.
В ходе выступления были раскрыты современные научные представления о категории детей с ТМНР как о группе, характеризующейся вариативными сочетаниями интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений различной степени выраженности. Отмечено, что в условиях устойчивого роста численности детей-инвалидов, обучающихся на дому, актуализируется необходимость разработки системных технологий сопровождения семьи как ключевого субъекта развития ребёнка с ТМНР.
Особое внимание в докладе было уделено анализу запросов родителей детей с ТМНР. На основе эмпирических данных, полученных в ходе более чем 350 индивидуальных консультаций с родителями в различных регионах Российской Федерации, были обозначены ключевые запросы семей: потребность в доступных знаниях о специфике развития ребёнка, в чётких алгоритмах повседневного взаимодействия и в навыках регуляции собственного состояния.
В рамках апробации диссертационного исследования была представлена педагогическая технология сопровождения родителей детей с ТМНР. В эксперименте приняли участие 111 семей из 46 городов Российской Федерации, а также из США и Казахстана. Обучение осуществлялось в гибридном формате (очно-дистанционном), в малых группах, с использованием интерактивных занятий и сопровождающего учебного чата, что позволило учитывать региональные различия, особенности семейной ситуации и высокий уровень родительской нагрузки.
Отдельно были обоснованы методологические основания технологии, включая принципы андрагогики, социального конструкционизма и опору на горизонтальные формы взаимодействия родителей в образовательном сообществе. Представленные данные продемонстрировали значимость учебного чата как пространства профессионально модерируемого общения, способствующего снижению чувства изоляции, повышению уверенности родителей и формированию навыков развивающего взаимодействия с ребёнком.
Результаты апробации подтвердили научную и практическую значимость диссертационного исследования, а также его востребованность в системе педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР. Материалы доклада вызвали профессиональный интерес и стали предметом содержательного обсуждения со стороны участников конференции.