Top.Mail.Ru

Арт-терапия и арт-педагогика в сопровождении детей с ОВЗ

21 ноября 2024 года состоялся круглый стол с международным участием по теме «Арт-терапия и арт-педагогика в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ», на котором обсуждались актуальные вопросы специальной психологии и специальной педагогики в контексте особенностей применения искусства в коррекционно-развивающем и образовательном процессе. Мероприятие было организовано лабораторией инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации МГПУ и проходило в гибридном формате собрав аудиторию около 100 человек, с широкой географией (Москва, М.О., Пермь, Иваново, Йошкар-Олы, Чебоксары, Босния и Герцеговина, Сербия, Китай и др.). Мероприятие завершилось, но интерес к нему продолжает расти. В онлайн-формате научное мероприятие просмотрели почти 500 человек.

В ходе круглого стола ведущие отечественные и зарубежные ученые обсуждали теоретические и практические вопросы арт-терапии и арт-педагогики в специальном образовании.

Научное мероприятие открыла доктор психологических наук, профессор, заведующий лаборатории инклюзивного образования — Ирина Юрьевна Левченко, раскрыв тему исторического становления арт-терапии и арт-педагогики и дальнейшего их развития в отрасли специального образования.

Доктор педагогических наук, профессор департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации МГПУ — Елена Анатольевна Екжанова с творческим подходом раскрыла направление выразительности средств взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Важным методологическим основанием стал доклад доктора психологических наук, профессора департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации МГПУ — Елены Алексеевны Медведевой, основанный на многолетнем опыте становления арт-терапии и арт-педагогики в специальном и инклюзивном образовании.

Илья Владимирович Евтушенко, доктор педагогических наук, профессор МПГУ обосновал важность музыкального подхода в воспитании лиц с интеллектуальными нарушениями.

Представителем научного сообщества Боснии и Герцеговины, профессором, доктором наук университета города Тузлы, Мединой Вантич Танич была раскрыла важность использования народного искусства в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, на примере традиционной боснийской песни.

Сербская ученая, профессор, доктор наук Белградского университета — Снежана Илич раскрыла слушателям многообразие использования фрактального метода в работе с детьми с различными нарушениями развития.

Представители Нанкинского университета специального образования, из Китайской народной республики: WU JIONGHENG и DU JIAHONG поделились взглядом на арт-терапию и арт-педагогику в Китае и использовании мультимедийных технологий основанных на анимированных цифровых играх в работе с детьми с РАС.

Одним из интересных участников стала призер конкурса «Дефектолог года» Зайцева Марина Александрова, которая представила свою разработку — игровой альбом для формирования графических навыков у детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Интересным погружением в искусство стало участие в двух мастер классах.

Традиционной основой работы с детьми с ОВЗ является народное искусство. Зоя Александровна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сольного народного пения МГИК познакомила участников круглого стола с ролью русского фольклора в коррекции нарушений развития у детей с ОВЗ, на примере интерактивного мастер-класса. Студенты, преподаватели, гости закружили в хороводе, играли на народных инструментах, танцевали под ритмичный народный напев Зои Александровны. В лицах участников мастер-класса отражалась искренняя радость и хорошее настроение.

Завершающим аккордом круглого стола стал мастер класс Ирины Михайловны Поволоцкой, которая является писателем, поэтом, художником, актрисой. Вместе Дамиром Умаровичем Тухтаевым, действительным членом профессиональной психотерапевтической лиги, содиректором проекта арт-терапии «Космоопера.Арт», философом, писателем, художником, музыкантом, синологом и тифлосурдопереводчиком. Мастер-класс раскрывает особенности воздействия изобразительного искусства на эмоциональное состояние слепоглухого человека, кем является Ирина Михайловна. Участники мастер класса с удовольствием внимали словам спикера обучающего их философии и техники рисования китайской живописи.

Каждый из выступающих докладчиков вкладывал свой «кирпичик» в «фундамент» интересного и актуального направления — использования искусства в отечественном психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.

Погрузиться в мир искусства вы можете, посмотрев запись круглого стола и видео доклады, пройдя по ссылке.



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости