Top.Mail.Ru

Чему должны учиться дети?

На онлайн-конференции «Инициатива ФГОС 4.0: сборка смыслов» эксперты продолжили обсуждение ключевых идей, принципов, подходов и понятий проекта нового стандарта. С идеей этого обсуждения выступили МГПУ, Институт проблем образовательной политики «Эврика», Школа антропологи будущего РАНХиГС, Институт образования НИУ-ВШЭ, МГППУ и общественное движение «Школа — наше дело».

В работе конференции приняли участие руководители образовательных организаций и представители высшей школы из столицы и регионов, эксперты в области цифровизации:

  • Игорь Реморенко — ректор Московского городского, член Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации;
  • Александр Асмолов — директор Школы антропологии будущего РАНХиГС;
  • Александр Адамский — научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»;
  • Марина Ракова — вице-президент Сбербанка;
  • Дмитрий Песков — специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития;
  • Павел Сергоманов — врио директора ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»,;
  • Павел Рабинович — заместитель директора Школы антропологии будущего;
  • Александр Сайбединов — директор Губернаторского Светленского лицея (Томская область);
  • Артём Соловейчик — лидер движения «Школа — наше дело», главный редактор ИД «Первое сентября»;
  • Ефим Рачевский — директор ГБОУ Школы № 548 «Царицыно»;
  • Исак Фрумин — научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.

Игорь Реморенко, Александр Адамский и Марина Ракова представили результаты публичной разработки стандартов.

Содержание образования и инструменты оценивания

Игорь Реморенко рассказал о содержании образования и инструментах оценивания результатов. Особое внимание он уделил «большим идеям»

Дискуссия в области стандартизации образования сместилась в сторону представления его результатов. Ориентация содержания образования на традиционные предметные результаты противопоставляется ориентации на результаты, связанные с компетенциями. «большие идеи» — это попытка найти общее решение для сторонников разных подходов. Учесть передачу накопленного опыта от поколения к поколению и опереться на интенции молодого поколения

Тезисы Игоря Реморенко

  • Сегодня образование (и итоговая аттестация) строятся на запоминании и повторении фактов. Нужно уходить от «гугл-ориентированного» образования к образованию, основанному на живой мысли. Потому что знаниевые вопросы не имеют отношения к движению человеческой мысли и освоению компетенций.
  • Дидактика «больших идей» включает, с одной стороны, фундаментальные концепты и представления, и технологии и компетенции, с другой. Именно на основе фундаментальных концептов ученик овладевает компетенциями, а в будущем применяет знания и меняет окружающий мир.
  • Важно работать с большими данными. Например, московские учителя активно работают на платформе Московской электронной школы. Из МЭШ можно получить огромный пласт информации: на каких темах концентрируются учителя, а какие игнорируют, какие приёмы используют, какими наработками делятся. Всё это даёт реальные представления о том, как выглядят школьные уроки
  • ФГОСы должны фиксировать результаты образования по уровням и учебным предметам, и на их основе должны строится требования к измерительным материалам. В примерных основных образовательных программах нужно фиксировать «большие идеи». А школы могут конкретизировать эти «большие идеи», опираясь на свои особенности. Ещё одно звено этой цепи — представители общественных организаций, которые разрабатывают концепции по развитию предметных областей. Они тоже могут вносить предложения к изменениям стандарта и примерных образовательных программ

Экономика образования и система управления

Александр Адамский перечислил основные понятия ФГОС 4.0. Смешанное образование, персонализация, вариативность стали одними из ключевых принципов проекта. Он отметил, что кроме ресурсов для реализации нового стандарта, важно выработать нормы. Именно они будут регулировать инновационный ход развития системы образования и создать ФГОС-платформу.

В институциональной образовательной политике нужно четко определить, что регулируется институтом, а что нет. Потому что это будет ключевой момент при формировании ФГОС

Цифровые институты управления образованием

Тезисы о персонализации и цифровизации в образовании прозвучали и в докладе Марины Раковой. Она рассказала о цифровых институтах управления образованием и затронула такие вопросы, как опережающий контент, роль учителя и качество его взаимодействия с учеником.

Учитель становится режиссёром, продюсером образовательного процесса и наставником ребёнка в реальном мире. Учитель помогает ему получить опыт, а не просто пройти какой-то модуль

По её мнению, образование должно перейти от передачи знаний к освоению навыков. Но для этого нужно вовлекать ученика в процесс познания. Решить эти задачи поможет цифровая платформа.

Обсуждение материалов «Инициатива ФГОС 4.0»

Во второй части конференции участники обсудили, как изменилось детство и как эти изменения влияют на периодизацию психологического развития, какая роль у учителя сегодня и как учесть весь его функционал при начислении зарплаты, как финансировать школы и какие риски есть нужно учесть.

Дмитрий Песков

Если мы хотим сделать шаг в цифру, во ФГОС 4.0 очень четко должно быть прописано то, чего там не должно быть ни в коем случае. Если мы строим цифровую интерактивную модель ФГОС, в ней должен быть заложен механизм обратной связи, который превращает проект в программный продукт, где постоянно обновляется содержание

После «сборки смыслов» профессиональное сообщество и общественность вернётся к материалам, чтобы доработать их.



«Страшно, аж жуть»: подкаст с Ириной Якушевич на «Радио России. Владимир»


22 апреля 2024 г.


На «Радио России. Владимир» запустили цикл передач-подкастов с участием профессора Московского городского

Преподаватель МГПУ на II Всероссийском Форуме Образования


22 апреля 2024 г.


На форуме обсудили результаты исследования о перспективах применения нейронных сетей в преподавании и этические вопросы внедрения искусственного интеллекта в образование