Top.Mail.Ru

«Что может маг и я»: студентка о новой магистратуре МГПУ

В этом учебном году для желающих овладеть методами педагогики искусства в МГПУ открылась уникальная по формату и содержанию программа магистерской подготовки — «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». О том, как прошел первый учебный день и чего ждут первокурсники программы, рассказала студентка Татьяна Зимакова.

«В день города, 5 сентября 2020 года, в МГПУ начался первый учебный год магистратуры «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». Конкурс на поступление на это направление (как и на в чем-то схожую, а в чем-то различную по своим задачам и целям магистерскую программу РАТИ (ГИТИСа) «Социальный театр») был достаточно высоким, что не может не радовать. Приятно и то, что театральное и педагогическое сообщество одновременно начинают этот важный и долгожданный эксперимент, в процессе которого проявится больше общих точек соприкосновения, сотрудничества, новых творческих решений и открытий.

Несколькими днями раньше предисловием к этому большому образовательному путешествию стал дистанционный круглый стол «Театральные методы в образовании», состоявшийся в рамках Третьего ежегодного международного симпозиума «Образование и город». Он прошел с участием зарубежных коллег Манон ван де Вотер (США) и Ганы Стрейчковой (Чехия), обладающих уникальным и очень близким нам по духу научно-практическим опытом в этой области. Было очень увлекательно поговорить о том, как театральные практики преобразуют среду обучения, объединяют учеников и педагогов, вовлекают их в деятельность, ставят перед ними новые образовательные задачи, развивают эмоциональный интеллект; узнать о том, что во многих странах мира у нас есть единомышленники, у которых можно многому поучиться. И вместе с тем немного досадно, что в дистанционном формате не было возможности организовать мастер-класс и перенять частичку опыта непосредственно из первых рук. Когда-нибудь и это событие обязательно случится, а пока что несбывшееся подогрело азарт и жажду практических действий.

Первый учебный день начался с психофизического тренинга по методу С.В. Клубкова. Благодаря веселым и, на первый взгляд, нехитрым упражнениям, оказавшимся не такими уж и простыми, магистранты исследовали пространство, которое станет для них образовательной средой. Попытались найти в нем свое место, начать знакомство друг с другом и зафиксировать эмоциональные ощущения в начале пути. Каким именно он будет, куда и в каком качестве приведет новый опыт, пока можно только предполагать. Во многом это будет зависеть от каждого из обучающихся. И преподаватели, и первокурсники чувствовали себя настоящими пионерами-первопроходцами.

Список учебных дисциплин программы завораживает длиной наименований, более точный смысл которых будет раскрываться перед магистрантами постепенно в процессе практического освоения:

— «Универсальные принципы системы Станиславского и режиссерско-педагогических практик В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова и Л.А. Сулержицкого»;
— «Методики обсуждения спектаклей с различными категориями зрителей»;
— «Публичная выразительность в социальных практиках»;
— «Теория и методика организации тренинга»;
— «Психология зрительского восприятия»;
— «Психолого-педагогические практики социализации» и многое другое, что пока себе трудно даже вообразить.

Продолжился первый учебный день пресс-конференцией, которую провели для магистрантов преподаватели программы: Екатерина Асонова, Александра Никитина, Татьяна Климова, Михаил Быков, Николай Дручек. Магистранты задавали вопросы, сформулировав их так, чтобы ответы могли заинтересовать кого-то еще. Разбившись на команды, студенты поиграли в редакторов и журналистов: импровизационно выпускали несколько стенгазет, в которых задачи театральной педагогики рассматриваются под самыми разными углами зрения, и представляли свои издания окружающим.

Зазеркалье
Газета школа

После магистранты создали несколько вариантов собирательного образа театрального педагога: у кого-то он вышел похожим на кота-эквилибриста, балансирующего на проволоке, у кого-то отдаленно напоминал Мэри Поппинс, легко несущую в гору волшебный рюкзак, в котором моментально может обнаружиться все, что нужно здесь и сейчас.

Затем были сформулированы основные компетенции, которыми предстоит овладеть театральному педагогу и которые лягут в основу словаря театральной педагогики. Умение задавать вопросы — одна из основных компетенций, которую магистранты предполагают развить в процессе своего обучения. Как освоить мир и найти в нем свое место? Что важнее: образовательная методика или личность педагога, акцент на ту или иную учебную дисциплину или личность ученика? Можно ли путем развития мышления прийти к развитию эмоциональной сферы? А наоборот? Что важнее: вопросы или ответы? Чему педагог может научиться у режиссера профессионального театра, если он преподает, например, физику? Куда родители, заинтересовавшиеся принципами театральной педагогики, могут привести своих детей? Зачем детям театр и зачем театру дети? Как должна выглядеть свободная форма одежды театрального педагога и где ее хранить? Какие из профессиональных театров и школ будут рады сотрудничеству с театральным педагогом и где он еще может пригодиться? На все эти вопросы только предстоит найти ответы.

Также первокурсники хотели бы совершенствовать свою любовь к детям и людям вообще, эмпатию, коммуникативные способности, подвижность, креативность, тайм-менеджмент, востребованность и многое другое.

В этот день магистранты также составили примерную карту общего образовательного путешествия и приблизительную личную траекторию движения по ней. На этой карте не обошлось без трясин сомнений, страшных лесов, высоких гор-препятствий и траекторий, напоминающих знак вопроса.

Одной из особенностей программы станет то, что в ней почти не будет лекций. Овладевать знаниями предстоит в движении, дискуссии, игре, на личном и чужом опыте. Если бы магистранты не считали такой способ получения образования мечтой всей своей жизни, вряд ли бы они оказались сейчас именно здесь. Этот живой и драгоценный опыт, интенсивно получаемый дважды в неделю, предстоит затем самостоятельно преобразить из ученического в педагогический или практический, зафиксировать и структурировать в письменной форме.

Особенностью будущих театральных магов первого набора стало то, что каждый из них, обладая во многом схожим мировоззрением, принес в учебную аудиторию свой очень разный профессиональный опыт. Среди магистрантов есть профессиональные актеры и психологи, учитель математики, педагог воскресной школы, ведущий образовательных тренингов для взрослых, театровед, руководители детских театральных студий и те, кто еще только мечтает об их создании. Поэтому к радости встречи друг с другом пока примешивается неуверенность: оказывается, с очень многим из того, что в совокупности знает и умеет группа студентов, каждому из ее членов еще только предстоит познакомиться. И это увлекательная, но очень нелегкая задача. Возможно, получится далеко не все из того, что хочется. Но получаемый в процессе образования индивидуальный опыт точно приобретет каждый".



Выпускники МГПУ вошли в список финалистов конкурса «Педагоги года Москвы»


26 апреля 2024 г.


Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания направлен на выявление талантливых учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных организаций

Неформальные связи в Древнем Риме исследуют российские историки


26 апреля 2024 г.


Ученые Московского городского педагогического университета и Самарского университета им. Королева рассмотрят историю Древнего Рима императорской эпохи с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов

Главные новости