Читая работы видных отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам обучения, воспитания и развития слепоглухих детей и обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, нередко задаемся вопросом: «Как же можно воплотить на практике, описываемые в их трудах технологии, методы и приемы?». Преподаватели, Полякова Надежда Петровна и Миронова Ангелина Валерьевна, студенты, обучающиеся по профилю «Тифлосурдопедагогика, специальная психология», «Технология образования детей с сенсорными нарушениями» Института психологии и комплексной реабилитации получили уникальную возможность увидеть, как на практике воплощаются идеи столпов тифлосурдопедагогики И.А. Соколянского и И.А. Мещерякова.
Семейный центр им. И.А. Мещерякова является уникальной в Российской федерации площадкой, на базе которой ведется работа со слепоглухими детьми, обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития. Его сотрудники в своей деятельности не только опираются на работы видных ученых, но и разрабатывают и адаптируют собственные методики, технологии и подходы, позволяющие решать задачи по созданию условий для обучения воспитанников с учетом их личного опыта, воспитанию у них самостоятельности, необходимой им для решения повседневных и социально-бытовых вопросов. Центр, оснащенный современным учебным, медицинским и реабилитационным оборудованием, — это не просто большие светлые помещения, где архитектура пространства подчиняется принципам доступности, — это его сотрудники, которые взрастили на территории большого комплекса, располагающегося на 7-и гектарах, веру в человека и его возможности, надежду на лучшее будущее, любовь к ребенку и в собственное дело.
Как известно, объять необъятное очень сложно. Познакомившись с работой сотрудников учебно-диагностического отделения для детей с множественными нарушениями развития от 3 до 8 лет, социально-коррекционного отделения для детей с множественными нарушениями развития от 8 до 14 лет, учебно-реабилитационного отделения для детей, имеющих проблемы в обучении, от 8 до 14 лет, отделения социально-трудовой реабилитации для подростков с 14 лет и их воспитанниками, студенты и преподаватели ощутили редкое на сегодняшний день чувство интеллектуального голода и потребность вернуться в центр вновь, чтобы продолжить свое знакомство с его работай.Вера, надежда и любовь сотрудников центра к собственному делу и воспитанникам наполняют его атмосферу особенным душевным теплом, которое обволакивает даже гостей, заставляя забыть о повседневных тревогах и суете. Дети, воспитывающиеся в такой атмосфере, легко знакомились с новыми людьми, охотно шли на контакт и нередко демонстрировали нам, взрослым, стереотипность нашего мышления. Действительно, дети лучшие педагоги — они не обманут и очень просто преподадут урок, который запомнится на долго!
Мы, студенты и преподаватели Института психологии и комплексной реабилитации, сердечно благодарим детей и сотрудников семейного центра И.А. Мещерякова за теплый прием, новые знания и новый опыт, желаем, чтоб Вера, Надежда и Любовь оставались постоянными спутницами этого доброго, очень важного для всех людей дома!










































