Обмен идеями, современными тенденциями развития специальной педагогики с коллегами и партнерами из других стран способствует возникновению новых смыслов и проектов. Такой обмен состоялся в рамках международной конференции «Специальная педагогика: инновационные подходы и актуальные исследования», завершившей свою работу 3 декабря 2025 года, в Республике Узбекистан, город Ташкент.
Организатором выступил партнер нашего Университета — Национальный педагогический университет Узбекистана. Доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик ИПиКР Надия Тюрина представила опыт развития инклюзивного образования в РФ. В докладе были обозначены как сильные стороны и накопленный опыт реализации инклюзивной образовательной практики за последние 10 лет, так и трудности, дефициты, возникшая дискуссия профессионального и родительского сообщества о стратегиях развития образования лиц с особыми образовательными потребностями. Отрадно, что коллег интересует наш опыт, он может быть полезен в процессе тех изменений, которые происходят в Узбекистане и других странах в данный момент.
В докладах коллег-участников конференции поднимались не менее значимые и для российской теории и практики специальной педагогики проблемы:
- применение искусственного интеллекта в практике подготовки магистров -логопедов;
- транслингвальная стимуляция в абилитациии и реабилитации лиц с ОВЗ;
- расстройство обучаемости как актуальная психолого-педагогическая проблема;
- обучение детей с СДВГ в инклюзивном классе;
- подготовка учителей к инклюзивной образовательной практике и другие.
Анализ тем и обсуждение докладов коллег из России, Германии, Казахстана и Узбекистана показывает общность научных интересов, актуальность для современной социокультурной ситуации, учет запросов общества на качественное образование лиц с ОВЗ.

Во-первых, прослеживается стремление исследователей к тесной интеграции междисциплинарных подходов — от педагогики и психологии до социологии и цифровых технологий.
Во-вторых, обсуждения подтверждают необходимость создания единых методологических ориентиров и обмена успешными практиками между странами, что способствует формированию международного профессионального сообщества, разделяющего общие ценности и подходы к инклюзивному образованию.
В-третьих, в докладах подчёркивается значимость ранней помощи, доступности образовательной среды и разработки современных адаптированных программ, отвечающих реальным запросам семей и специалистов.
Таким образом, представленные исследования и обмен опытом не только демонстрируют высокий интерес к проблеме обучения лиц с ООП, но и подчеркивают необходимость дальнейшего сотрудничества и партнерства.