Индивидуализация: от принципа к программе

18 декабря состоялось очередное заседание экспертного Клуба «Норма и деятельность» на тему: «Индивидуализация: от принципа к программе». Может ли индивидуализация стать массовой практикой? Что нужно изменить в финансово-организационной модели школы, чтобы это произошло? Насколько цифровизация вредит/помогает индивидуализации образования? На эти вопросы попытались ответить участники и докладчики заседания.

По традиции с приветственным словом выступил Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». В своем сообщении он поделился мнением о необходимости расширения понятий индивидуализации и персонализации в сторону создания институтов: «Индивидуализация и персонализация должны стать основой для следующего этапа развития системы образования».

Первым со своим докладом «Индивидуализация/Персонализация: как менять общие правила и нормы?» выступил ректор Московского городского Игорь Реморенко. Он обозначил важность управленческой проблематики и представил институциональные аспекты индивидуализации и персонализации. Игорь Реморенко проанализировал современный опыт отечественного и зарубежного законодательства в данном вопросе. Ключевые тенденции: акцент на развитие личности и попытка зафиксировать предметные результаты. Также были рассмотрены подходы к институциональному оформлению индивидуализации и персонализации для представления общей картины проблематики данного вопроса.

Далее слово было передано Татьяне Ковалевой, президенту МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация», заведующей лабораторией индивидуализации и непрерывного образования МГПУ. В своем докладе она отметила, что тьютор является неотъемлемой частью процесса индивидуализации в системе образования. С помощью индивидуальной образовательной программы формируются характеристики навыков «самостроительства» ­- self-skills. Их основу составляют самоопределение, самостоятельность и самоорганизация. Кроме того, по мнению спикера, новые образовательные стандарты должны базироваться не только на принципе индивидуализации, но и на принципе экосистемности.

После базовых докладов началась экспертная дискуссия. Роман Комаров, ученый секретарь Московского городского, отметил значение отраженной субъектности и важности личности педагога при любых условиях обучения. Индивидуализация связана не столько с результатом, а с переходом на результат. Именно самоопределение будет являться фактором успешности человека в жизни.

Проректор по развитию Московского городского Кирилл Баранников высказал своё мнение о том, что на данном этапе пора переходить от общего разговора об индивидуализации к прагматике. В современном мире большое внимание уделяется индивидуальному, подобранному под конкретного человека треку обучения. В таком случае возникает незатронутая зона знаний, которая может нас развивать, но не попадает в поле зрения. Не является ли индивидуализация фактором, который «обедняет» образование? Над этим ещё предстоит размышлять.

Также своим мнением об индивидуализации и персонализации и базовых докладах поделились: Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование»; Алексей Юшков, доцент НИУ ВШЭ (филиал г. Санкт-Петербург), эксперт программы «Школьная лига РОСНАНО»; Элла Алибекова, директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 1570».

Приятной традицией клуба стала рубрика «рефлексия от художника». Художник Майя Мельникова иллюстрирует зарисовки к докладам выступающих. Её работы всегда находят отклик среди участников заседания.

В конце встречи участники вместе с докладчиками подвели итоги заседания. Для развития системы образования необходимо расширить понятия индивидуализации и персонализации в сторону создания образовательных институтов на этой основе.

Закрытый клуб «Норма и деятельность» создан Московским городским педагогическим университетом, Институтом образовательной политики «Эврика» и Московским центром качества образования. Цель создания клуба — формирование пространства для рефлексии и обсуждения современных тенденций и практик развития образовательной политики. Заинтересованные руководители и сотрудники образовательных организаций Москвы, исследователи и эксперты могут обратиться к координаторам клуба по адресу: barannikovka@mgpu.ru



О заключительном этапе олимпиады «Учитель школы будущего» (8−11 классы)


28 февраля, 2021 г.


Информация о сроках, форме проведения и площадках заключительного этапа олимпиады "Учитель школы будущего" (8-11 классы)

Мастерская Алексея Анисина по личным финансам в Клубе Моло. Ко


26 февраля, 2021 г.


Представляем новое еженедельное событие для студентов и сотрудников МГПУ. Кэшбэк, диверсификация вложений, пассивные стратегии инвестирования, акции и как все это может помочь укрепить вашу личную финансовую независимость

Главные новости

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: