Итоги дискуссии по проекту «Цифровая среда»

Очередное заседание проекта «Цифровая среда» прошло 27 февраля 2019 года в Институте цифрового образования МГПУ в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Взаимообучение московских школ». Обсуждалась новая тема «Учителя — мейкеры в школе».

Зарегистрировалось на мероприятие 116 человек, пришли 72 человека из 47 организаций (а это руководители, учителя школ, студенты и преподаватели колледжей и вузов, педагоги и методисты учреждений дополнительного образования, специалисты коммерческих организаций. Среди участников были не только москвичи, но прогрессивные и неравнодушные педагоги и учителя из Московской, Нижегородской, Воронежской и других областей.

Кто не смог приехать к нам, могут посмотреть Цифровую среду в записи.

Фотографии с мероприятия можно посмотреть в альбоме.

Для одних понятие «мейкерство» новое, другие уже работают в данном направлении. Ведь это современное движение, объединяющее дизайн, производство, информационные технологии, проектную деятельность. В рамках мейкерских практик сегодня рождаются прототипы технологий завтрашнего дня. На стыке мейкерства и инновационной педагогики работают сегодня учителя-мейкеры, благодаря которым привычные производственные мастерские превращаются в пространства поиска, творчества и сотрудничества. Именно поэтому треть участников оценили мероприятие на «отлично», потому что искали информацию по этому вопросу, им было интересно пообщаться с докладчиками, между собой. 2/3 смогли оценить только на среднюю оценку. Не всем была понятна тема обсуждения, процесс внедрения мейкерства в основной учебный процесс.

Обсуждались вопросы, как создать в школе свой мейкер-спейс, как подготовить учителя-мейкера, как осовременить традиционные уроки трудового обучения, как вовлечь детей в атмосферу креативности и интереса. 71% ответивших на анкеты подтвердили, что тема дня была раскрыта, 16% — ответили «наполовину», 13% заявили, что тема не была раскрыта. Тема оказалась сложной, в ней больше вопросов, как реализовать в сегодняшней системе, чем ответов. На сегодняшний день эта тема для дискуссий, а не раздача готовых рецептов.

Представлены были три доклада:

  1. «Мейкерство как средство развития технологического образования в цифровую эпоху», в который вошли темы:
  • Мейкерство: качество личности учителя технологии, вид деятельности, компетенция.
  • Отличия мейкера и учителя технологии.
  • Развитие мейкерства в российской школе и дополнительном образовании.
  1. «Мейкерский проект школьников», затрагивающие вопросы:
  • Мейкерский проект: от идеи до реализации.
  • Каналы продвижения мейкерских проектов.
  • Особенности мейкерских проектов с детьми с ОВЗ.
  1. «Образовательная платформа «LOGICCASES. Обучение школьников технологиям на стыке физического и цифрового миров», где рассказывалось
  • как научить детей двигаться от идеи к ее воплощению, от замысла к готовому продукту, от использования инструмента к созданию чего-то нового?
  • как поддерживать инновативность процесса обучения и инновационность обучающих кейсов?

В современных условиях быстрой смены технологий и технологических платформ ценность знаний и навыков использования инструментов снижается до нуля в течение 6−18 месяцев. На вызовы постиндустриального перехода, стоящие перед преподавательским сообществом, невозможно достойно отвечать без использования современной технологической платформы.

Образовательная платформа «LOGICCASES» заявляет себя тем экзоскелетом, который позволяет учителю соответствовать запросам сегодняшнего и завтрашнего дня и постоянно поддерживать на высоком уровне инновативность процесса обучения и инновационность обучающих кейсов.

Не все знакомы с опытом взаимодействия компании со школами, поэтому больше оценили доклад как рекламу компании. Но практика показывает, что умелое взаимодействие дает такие результаты, которые от школ не ожидают.

Сквозной линией семинара прошли рассуждения модератора Бориса Ярмахова на тему формирования сообщества учителей-мейкеров. В 2018 году под руководством Б. Ярмахова было проведено исследование «Сообщество российских учителей мейкеров», которое позволило описать ключевые тенденции развития отечественного школьного мейкерства.

Слушателям была дана возможность оценить полезность докладов. Самый высокий балл получил доклад Рожкова Андрея «Мейкерский проект школьников» — 4,28 балла, который рассказал о своем опыте. Следующим стал доклад Махотина Дмитрия «Мейкерство как средство развития технологического образования в цифровую эпоху», одного из разработчиков проекта концепции развития предметной области «Технология» — 3,93 балла. Оба доклада получили от участников по наивысшему баллу. Стоит отметить, что разработанный учениками школы под руководством Рожкова Андрея в рамках проекта робототехнический набор был в 2018 г. представлен на британской выставке BETT. Разрабатываемые его учениками комплекты продаются на российском рынке.

Слушатели дали оценку выступающим. Гости высоко оценили выступление Рожкова Андрея — преподавателя ГКОУ «Технологии обучения» г. Москвы, учителя-мейкера, руководителя проекта Ardumakers. Его балл 4,62.

Выступления двух докладчиков оценили по 4,39 балла, а это:

— Махотин Дмитрий — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий института непрерывного образования МГПУ, эксперт РАО по технологии, эксперт Всероссийской олимпиады школьников по технологии, главный эксперт компетенции WorldSkills Russia «Учитель технологии», главный редактор журнала «Интерактивное образование» ведущего отечественного издания, освещающего вопросы теории и практики интерактивного образования;

— Ярмахов Борис — исполнительный директор Национального общества технологий в образовании, автор книг «1 ученик: 1 компьютер — модель мобильного обучения в школе» и «Шаг школы в смешанное обучение».

Чуть ниже (3,83 балла) оценили выступление Дмитрия Сасса — генерального директора «ВаДиАрт», занимающегося системами автоматизации зданий, руководителя официального представительства в России европейской компании Embedded Systems, производящей семейство свободно-программируемых контроллеров LogicMachine.net, сертифицированного специалиста по технологиям автоматизации инженерных систем KNX, Bacnet, LCN, члена Совета Российской национальной ассоциации КОННЕКС, автора статей, публикаций и авторских учебных курсов в области систем автоматизации, управления освещением и энергосбережения.

При встрече мы уточнили у наших слушателей, какие направления им интересны для обсуждения на Цифровых средах. Среди ниже предложенных тем, также были названы: схемотехника, работа с ЧПУ-станками, AR и VR, ремесла, проектная деятельность, цифровые компетенции.

В анкетах мы спрашивали, кого приглашать на семинары, чьи выступления предпочтительны для слушателей. Опыт учителей бесспорно важен для участников. Мнение разработчиков, научная и методическая оценка преподавателей вуза также очень ценны для них.

Участники Цифровой среды для своего развития и работы очень нуждаются в специализированных конференциях, обучении на курсах повышения квалификации. Тематика этих мероприятий может быть разной: программирование приложений, робототехника и мехатроника, новое содержание уроков технологии, тренерство в KidSkills, WorldSkills, проекты и интересные идеи для уроков информатики, кейс-метод в обучении, самостоятельная работа ученика, творческий подход к ведению уроков.

К сожалению, не все смогли ответить на анкеты и оставить свое мнение о посетившем мероприятии. Для тех, кто привык работать в мобильном режиме, могут оставить свое мнение здесь.

«Тема мейкерства не оставила никого равнодушным. Некоторые участники еще долго обсуждали тему, знакомились, обменивались визитками, находили взаимный интерес для сотрудничества и строили планы на будущее. Мы очень благодарны спикерам и участникам, которые вместе с нами провели этот вечер, высказывались, делились своим мнением. Еще долгое время на просторах facebook участники обсуждали прошедшее мероприятие. Такая реакция дает нам стимул для дальнейшей работы над организацией мероприятия «Цифровая среда», — резюмировала Татьяна Александровна Воробьева, директор Педагогического центра «STEAM-парк», кандидат технических наук.

Напоминаем, что следующая встреча в рамках проекта Цифровая среда пройдет 20 марта 2019 года в 16:00 по адресу: м. Марьина Роща, ул. Шереметьевская, д. 29, ауд. 204 (актовый зал).



Научно-практическая конференция в дистанте пройдет в ИЦО


06 апреля, 2020 г.


Институт цифрового образования приглашает преподавателей, студентов, аспирантов и всех желающих 23 апреля принять участие в научно-практической конференции в рамках «Дней науки МГПУ»

Цифровой марафон «Большая перемена» продолжается!


06 апреля, 2020 г.


Институт цифрового образования приглашает педагогов, учащихся и родителей принять участие в новом образовательном онлайн проекте