Top.Mail.Ru

К 220-летию со дня рождения Михаила Глинки

Глинка… в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.

В. В. Стасов

1 июня исполняется 220 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, композитора, основоположника русской национальной оперы, «Пушкина от музыки», автора первых русских опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», романсов «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и других произведений.

«Музыка — душа моя», — сказал композитор в 10-летнем возрасте, и посвятил ей свою жизнь, вопреки общепринятому мнению, что профессия музыканта недостойна дворянина.

Глинка в своём творчестве сумел воплотить лучшие достижения европейской музыки, отбирая в ней то, что оказывалось близким особенностям самобытной русской музыкальной речи и естественно сливалось с нею. Вдохновляясь творчеством современников, Михаил Иванович создал произведения, которые впоследствии стали источником вдохновения для более поздних авторов.

Чем прославился М. И. Глинка? Какое образование получил музыкант? Чем вдохновлялся Михаил Иванович во время путешествий? Как возник замысел оперы «Жизнь за царя»? Какое значение имеют романсы и песни в творчестве автора? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 220-летию со дня рождения Михаила Глинки.

«С той поры я страстно полюбил музыку…»

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Его отец был отставным капитаном. Иван Глинка женился на своей троюродной сестре, Евгении Глинке-Земельке. Несмотря на возражения опекуна невесты, пара тайно обвенчалась в церкви. Тест «Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка» проверит, знакомы ли учащиеся с биографией и творчеством М. И. Глинки.

Сразу после рождения мальчика забрала на воспитание бабушка Фёкла Александровна Глинка. Маленький Миша рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике будущего композитора. Бабушка баловала внука: Глинка практически не выходил на улицу, любил рисовать мелом прямо на полу и бить в медные тазы, подражая колокольному звону. За мальчиком следила няня Авдотья Ивановна, которая часто пела русские народные песни и рассказывала сказки и былины. Из видео «Мультфильм „Михаил Иванович Глинка“» младшие школьники узнают о жизненном пути композитора.

Шестилетнего Михаила после смерти Фёклы Александровны забрали родители. Мать наняла француженку-гувернантку, которая учила читать и писать, а также попросила знакомого архитектора позаниматься с мальчиком рисованием.

Иван Глинка любил шумные праздники, на его именины в дом приезжало много гостей, а сам праздник длился несколько дней. В один из таких вечеров Михаил Глинка услышал концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и был так поражён, что решил научиться играть на инструментах. О своём желании заниматься музыкой юноша рассказал матери, и в 1814 году у него появилась гувернантка из Петербурга, Варвара Кламмер, которая учила юношу нотной грамоте и игре на фортепиано. Позднее Глинку обучал игре на скрипке крепостной музыкант из оркестра его дяди.

Петербургский пансион

В 1817 году Михаил Глинка отправился учиться в Санкт-Петербург, в благородный пансион при Педагогическом Институте. В учреждении воспитанникам преподавали пять языков: латынь, немецкий, французский, английский, персидский — арифметику и геометрию, географию и зоологию. Глинке легко давалась алгебра, но хуже всего дела шли с танцами и фехтованием. В видео «Мир композитора. М. И. Глинка» учащиеся найдут любопытные факты о периоде обучения в пансионе. Гувернёр будущего композитора, поэт и декабрист В. К. Кюхельбекер, разрешал играть на фортепиано в любое время и хвалил его импровизации, а на старших курсах он познакомил молодого человека со своими друзьями А. С. Пушкиным и А. А. Дельвигом. Материал «О романсе М. И. Глинки „Я помню чудное мгновенье“» расскажет, как переплелись судьбы поэта и композитора, а с помощью видеофрагмента «"Я помню чудное мгновенье». Музыка М.И. Глинки, стихи А.С. Пушкина" можно познакомиться с выступлением Дмитрия Хворостовского.

Первые пробы

Выпустившись из пансиона в 1822 году и не найдя службу, Михаил Глинка отправился с дядей на Кавказ. Вернулся он в северную столицу спустя 2 года и устроился помощником секретаря в Главное управление путей сообщения. Михаил Иванович много музицировал и проводил время на светских вечерах, впервые попробовал сочинять музыку. В 1825 году Глинка обратился к творчеству поэта Е. А. Баратынского и написал романс «Не искушай меня без нужды». В этот период были написаны такие романсы, как «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Круг знакомств М. Глинки расширяется: он знакомится с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, польским писателем и поэтом А. Б. Мицкевичем, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом. Вставив пропуски слов в приложении «Биография и творчество М. И. Глинки», можно узнать, как на автора повлияло общение с крупнейшими поэтами и писателями.

«Я ожил при появлении чудной итальянской весны, воображение зашевелилось, и я принялся работать»

В конце 1828 года у Глинки ухудшилось здоровье, через 2 года композитор покинул Россию и направился в Италию по совету врача. Там он познакомился с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто. Композитор писал музыкальные пьесы, на которые его вдохновляли знаменитые итальянские оперы, не пропускал театральных постановок и много путешествовал по стране. Видео «М. И. Глинка. Путешествие в Италию» расскажет, как пребывание в Италии отразилось на творчестве музыканта.

В июле 1833 года Михаил Иванович переехал в Берлин, где написал 2 романса на стихотворения В. А. Жуковского и А. А. Дельвига, закончил вариацию «Соловья» А. А. Алябьева и адаптировал несколько русских песен для игры в четыре руки.

«Как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы…»

В апреле 1834 года музыкант вернулся в Россию с обширными планами создания русской национальной оперы. Тест «Театральные жанры. Опера „Иван Сусанин“» проверит, знают ли учащиеся особенности жанра оперы. После долгих поисков сюжета для произведения Михаил Иванович, по совету Василия Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. Глинка работал быстро, и уже за весну 1835 года были готовы черновики не только первого и второго действия, но и большая часть всех тем. Либретто для оперы писал на музыку, учитывая её темп и размер, барон Егор Розен. Тест «Опера „Иван Сусанин“» позволит соотнести музыкальные фрагменты с этапами драматургического развития произведения.

В начале 1836 года опера была завершена. Вскоре начались репетиции в Санкт-петербургском Большом театре. Слухи о первой национальной опере скоро распространились по столице, и стали проводиться открытые репетиции при полных залах. На один из предпремьерных показов пришёл Николай I. Композитор решил посвятить оперу императору, назвав её «Жизнь за царя». 9 декабря 1836 года состоялась премьера, постановка была с восторгом принята обществом. Предлагаем обратиться к видеофрагментам «Сцены из оперы М.И. Глинки „Иван Сусанин“» и «М.И. Глинка. Хор „Славься“ из оперы „Жизнь за царя“», которые продемонстрируют отрывки из оперы.

«Всю ночь я был в лихорадочном состоянии, воображение зашевелилось и в ту ночь изобрёл и сообразил Финал оперы, послуживший впоследствии основанием увертюры оперы «Руслан и Людмила»

В 1837 году М. И. Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Он должен был готовить новые постановки, но после пары репетиций композитор решил сначала позаниматься с певчими и дать пару уроков по сольфеджио. Преподавал Глинка сам, он тщательно готовился к занятиям и даже написал несколько учебных пьес для хора. Тогда же начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». С помощью приложений «Угадай мелодию. Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»» и «Опера «Руслан и Людмила»» можно соотнести музыкальные фрагменты с их названиями и героями. По замыслу автора либретто для постановки должен был написать Алесандр Пушкин. Однако поэт вскоре погиб, и композитор на время отказался от идеи оперы. Вернулся он к задумке спустя год. Тест «Опера «Руслан и Людмила»» закрепит знания школьников о музыкально-драматическом произведении. Первое представление оперы «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года. Видеоматериалы «М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Первая песнь Баяна» и «М. Глинка. Сцена и рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» из оперы «Руслан и Людмила»» продемонстрируют отрывки из постановок.

«Дело гармонии дорисовывать те черты, которых нет и не может быть в мелодии…»

Романсы и песни Глинки — это, несомненно, гордость русской классики. Сценарий урока «Образы романсов и песен русских композиторов» познакомит с вокальной музыкой русских композиторов. Музыкант создавал романсы на протяжении всей жизни. Михаил Иванович сочинял произведения на стихи современных ему поэтов, также многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Н. В. Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор написал вокальный цикл «Прощание с Петербургом», куда вошли романсы «Жаворонок» и «Попутная песня». Видео «Романс «Жаворонок». Музыка М.И. Глинки, стихи Н.В. Кукольника» продемонстрирует исполнение данного романса.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где занимался изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений Палестрины и Баха. Михаил Иванович стал первым из светских композиторов, который сочинял и обрабатывал церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Творчество Михаила Ивановича Глинки стало неотъемлемой частью культурного наследия России. Видеоматериалы «М. И. Глинка. Ноктюрн „Разлука“» и «М.И. Глинка. „Вальс-фантазия“» познакомят с работами автора, посвящёнными сестре Елизавете Ивановне и возлюбленной Екатерине Ермолаевне Керн. Произведения композитора продолжают вдохновлять поколения слушателей и музыкантов по всему миру.

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой».

М. И. Глинка

Источник изображения: www.smolensk-museum.ru



Студенты ИИЯ открывают для себя Санкт-Петербург по-итальянски


23 июня 2024 г.


Студенты кафедры романских языков и лингводидактики, а также студенты кафедры языкознания и переводоведения ИИЯ совершили поездку «San Pietroburgo in italiano», организованную преподавателями Ольгой Абрамовой, Кристиной Кузнецовой и Зинаидой Тюриной

Состоялся семинар о способах формирования компетенций


22 июня 2024 г.


Преподаватели Предуниверсария и сотрудники лаборатории ПКИМО провели семинар, посвящённый способам формирования универсальных педагогических компетенций