Top.Mail.Ru

К Международному дню биологического разнообразия

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

К. Г. Паустовский

Международный день биологического разнообразия ежегодно отмечается 22 мая. Его главной задачей является привлечение внимания общественности к проблеме безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Один из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете — охрана редких и исчезающих видов растений и животных. По подсчётам экспертов, каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны.

Всемирным союзом охраны природы было выделено 7 основных факторов, способствующих потере биологического разнообразия. К ним относятся утеря и фрагментация естественной среды, конкуренция со стороны чужеродных видов, загрязнение окружающей среды, глобальные климатические изменения, опустынивание, рост населения и чрезмерное потребление, безрассудное использование природных ресурсов. Многие из данных факторов являются результатом деятельности людей.

Биоразнообразие, или биологическое разнообразие, — это живая ткань нашей планеты. Оно лежит в основе благосостояния людей в настоящем и будущем, а его стремительное снижение угрожает природе и всему человечеству.

Для чего нужна Красная книга? Почему она имеет такое название? Какова история её создания? В чём смысл повести «Прощание с Матёрой»? Чем особенны произведения М. М. Пришвина? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню биологического разнообразия.

Роль Красной книги в охране биоразнообразия

Одним из ключевых инструментов в охране биоразнообразия является Красная книга. Это список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов. Она используется для выявления и защиты уязвимых форм жизни. В данном документе содержится подробное описание каждого вида, включая информацию о его распространении, биологии, численности и уровне угрозы. На основе Красной книги задаётся вектор практических мер по охране и воспроизводству редких видов. Тест «Синантропные виды животных. Меры сохранения животного мира» проверит, знают ли учащиеся, какие действия должен совершать человек для сохранения биоразнообразия.

Красный цвет выступает как сигнал опасности и попытка привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения флоры и фауны. Тест «Планета Земля — наш общий дом» позволит определить, что означает грамотное потребление человеком природных ресурсов. Виды, занесённые в Красную книгу, имеют определённый цвет в соответствии с классификацией: находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых уже невозможно без специальных мер — красный цвет; сокращающиеся, численность которых неуклонно уменьшается, но ещё достаточна для выживания — жёлтый цвет; редкие, встречающиеся в небольшом количестве и на ограниченных территориях — белый цвет; неопределённые, малоизвестные и не имеющие достоверной оценки — серый цвет; восстановленные, спасённые от вымирания — зелёный цвет.

В середине XX века был основан Международный союз охраны природы, который занимается освещением проблем сохранения природы. Одним из фундаментальных результатов деятельности организации стало составление и публикация в 1963 году пилотного реестра редких и исчезающих видов диких растений и животных — Красной книги фактов. В дальнейшем её название упростили до «Красной книги». В 1966 году было опубликовано обновлённое второе издание. С тех пор ведётся постоянная работа по мониторингу и актуализации информации. Приложение «Красная книга и Красный список угрожаемых видов» даст возможность рассмотреть различия между Красной книгой и Красным списком угрожаемых видов.

Впервые Красная книга СССР была выпущена в августе 1978 года, в Российской Федерации — в 2001 году. Интерактивы «Охрана животных», «Редкие животные из Красной книги России», «Млекопитающие, занесённые в Красную книгу Москвы и Московской области» и «Растения из Красной книги» напомнят названия редких видов и их изображения, а приложение «Охрана природы. Группы растений» позволит распределить растения по группам. Все животные, растения и грибы, занесённые в Красную книгу, автоматически становятся охраняемыми законодательно. Для охраны природы, редких животных и растений существуют такие меры, как создание заповедников, охраняемых национальных парков, высаживание редких растений в ботанических садах, разведение в неволе животных для того, чтобы потом отпустить их в естественную среду обитания. Тест «Природные территории и биоразнообразие города Москвы» проверит, знакомы ли старшие школьники с особо охраняемыми природными территориями столицы, а материал «Охрана природы. Особо охраняемые природные территории» позволит определить разницу между заповедником, заказником, национальным парком и памятником природы.

Красная книга играет ключевую роль в охране биоразнообразия, поскольку предоставляет информацию о редких и угрожаемых видах, помогает учёным, органам охраны природы и правительствам разрабатывать меры для их сохранения. Также она повышает осведомлённость общественности и способствует сохранению генетического разнообразия. Это важный инструмент для обеспечения будущего нашей планеты и сохранения множества видов, которые делают Землю особенной и прекрасной. Видеоурок «Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы» расскажет о роли человека в биосфере.

«Не то, что мните Вы, природа: // Не слепок, не бездушный лик — // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Природа — удивительный мир, поражающий нас своей красотой и таинственностью. Тест «Охрана растительного мира» проверит, знают ли учащиеся, какую роль играют растения в окружающей среде и жизни человека. Русские писатели уделяли особое внимание природе в своих произведениях. Многие из них не только описывали окружающий мир, вдохновляясь его величественными образами и звуками, но и выражали глубокую заботу о сохранении флоры и фауны.

В творчестве В. Г. Распутина важное место занимает взаимосвязь природы с судьбой человека. В 1976 году вышла повесть «Прощание с Матёрой» о жизни и вымирании маленькой деревеньки Матёры, которая расположена на реке Ангаре. Здесь строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» поселения и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим, затопление деревни для них — личная трагедия.

Валентин Распутин родом из Иркутска. Боль и тревога писателя за судьбу родного края с особенной силой выразились в данном произведении. Автор размышляет о трагической судьбе деревни перед неизбежностью технического прогресса, осуществляемого жестокими и негуманными методами. Валентин Григорьевич не даёт рецептов, что и как строить, его повесть — попытка заступиться за деревеньку посредине Ангары. «Прощание с Матёрой» показывает, что пережили люди, у которых отняли их землю. Автор заставляет задуматься, не слишком ли дорогой ценой достаётся научно-технический прогресс. Деревенские старики, отстаивая своё право жить согласно установленным традициям, в глазах писателя святые. Распутин с благодарностью и любовью рассказывает о людях, отдавших силы земле и слитых с нею трудом, не расставшихся с Богом, выше всего ставящих совесть.

Творчество М. М. Пришвина от начала до конца пронизано глубокой любовью к родной природе. Литератор был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к её ресурсам. Рекомендуем обратить внимание на интерактив «Герои рассказа М. М. Пришвина „Выскочка“», направленный на проверку умения учащихся находить ключевые слова в тексте для описания героев рассказа, и на приложение «М. Пришвин „Журка“», которое можно использовать при проверке навыка осмысленного чтения. Михаил Михайлович являлся тонким знатоком окружающего мира, прекрасно понимающим и высоко оценивающим его красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за всякое использование.

С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и окружающим миром в творчестве писателя. Предлагаем обратиться к материалу «М. Пришвин „Ребята и утята“», чтобы познакомиться с содержанием рассказа, а затем к приложению «О братьях наших меньших. Рассказ М. Пришвина „Ребята и утята“», которое позволит соотнести иллюстрации с отрывками из произведения. Нередко природа в работах Пришвина является своеобразным действующим лицом, которое определяет развитие сюжета. И подчёркивается это с помощью названий произведений: «Жень-Шень», «Календарь природы», «Глаза земли», «Корабельная чаща».

За Михаилом Пришвиным прочно закрепилось имя «певца природы». Природа была для автора материалом, творческой лабораторией, живой средой, вдохновлявшей на творчество. Он превосходно знал окружающий мир, чувствовал и понимал малейшие изменения и движения, глубоко проникал в сложные взаимосвязи. С помощью интерактивного задания «М. М. Пришвин „Изобретатель“» можно расположить события в рассказе в правильной последовательности, а аудиоматериал «Михаил Пришвин „Ёж“» даст возможность младшим школьникам со­зда­ть в своём во­о­бра­же­нии художественные кар­ти­ны, изо­бра­жённые пи­са­те­лем с по­мощью слова. Автор оказался самым последовательным пропагандистом идей научного подхода к использованию природных богатств страны, их воспроизводству и приумножению. К делу охраны окружающего мира М. М. Пришвин стремился привлечь каждого человека. Видео «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов» расскажет, что делать, чтобы сохранить многообразие природы сегодня.

«Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты»

М. М. Пришвин

Источник фото: moya-planeta.ru



Студенты ИИЯ открывают для себя Санкт-Петербург по-итальянски


23 июня 2024 г.


Студенты кафедры романских языков и лингводидактики, а также студенты кафедры языкознания и переводоведения ИИЯ совершили поездку «San Pietroburgo in italiano», организованную преподавателями Ольгой Абрамовой, Кристиной Кузнецовой и Зинаидой Тюриной

Состоялся семинар о способах формирования компетенций


22 июня 2024 г.


Преподаватели Предуниверсария и сотрудники лаборатории ПКИМО провели семинар, посвящённый способам формирования универсальных педагогических компетенций