Top.Mail.Ru

Как ИИ меняет образование: итоги «Современной {ЦИФРОВОЙ} дидактики»

16 октября 2025 года в Московском городском педагогическом университете состоялась VII международная научная конференция «Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика».

Тема 2025 года — «Институциональные разрывы цифровой дидактики».

Традиционно конференция началась в красном зале главного корпуса Московского городского педагогического университета. Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал о контексте и выборе темы конференции, напомнил о появлении и стремительном распространении цифровых инструментов и искусственного интеллекта и предложил экспертам обсудить возможность и разумность введения нормативов их использования на пленаре «Цифровая аскеза: разумное ограничение или пустое самоистязание».

В дискуссии приняли участие заведующий лабораторией образовательного права института образования НИУ Высшая школа экономики Юлия Линская, заместитель декана факультета государственного управления, руководитель Центра цифровой трансформации государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Павел Кондрашов, AI-визионер, федеральный спикер по ИИ, актер Саид Нигматулин, проректор МГПУ Руслан Сулейманов, директор ИППО, академик РАО Александр Савенков, доцент департамента права ИЭиУП Никита Козинец.

Участники подробно обсудили в каких случаях сдержанность и сопротивление новшествам оправданны, а в каких аспектах целесообразно оказывать поддержку новым цифровым дидактическим моделям, отметили структурные противоречия между нормативными требованиями, управленческими решениями и реальными цифровыми практиками преподавания и обучения. Заведующий лабораторией образовательного права института образования НИУ Высшая школа экономики Юлия Линская подчеркнула, что во всех сферах деятельности сегодня крайне важным навыком является умение проверять и верифицировать информацию. Вопросы критического и аналитического мышления, умение работать с информацией, проверять и оценивать ее становятся ключевыми для образования.

Далее конференция продолжила свою работу по секциям в двух залах. В рамках мини-пленара на английском языке «Регуляторика ИИ сквозь границы: РФ и КНР» выступили эксперты Московского городского и университетов Китайской Народной Республики. Проректор МГПУ Руслан Сулейманов отметил, что фокус обсуждения был сконцентрирован на практических кейсах, перспективах и проблемах развития цифровой грамотности. Также были подняты вопросы внедрения искусственного интеллекта в образование с точки зрения актуальных норм и стандартов.

Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (7)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (4)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (5)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (2)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (3)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (6)
На круглом столе под руководством директора института педагогики и психологии образования МГПУ, академика РАО Александра Савенкова «Практика ИИ в вузах: о чем пора договариваться» спикеры обсудили влияние искусственного интеллекта на все сферы жизнедеятельности, а также отметили, что незапланированные последствия его входа в бытовую деятельность человека открыло как множество новых возможностей, так и создало ряд трудно решаемых задач, большую часть которых еще только предстоит осознать.

«Мир наш меняется стремительно. Существенные изменения, которые мы наблюдаем последние годы, несомненно, связаны с развитием технологий искусственного интеллекта. Изменения происходят, и специалисты всего мира разрабатывают новые модели ИИ, которые будут отличаться от уже существующих. Наверняка будущие модели будут обладать причинно-следственным мышлением, планированием целей и контекстным пониманием», — отметила Татьяна Суворова, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды Центра развития образования Российской академии образования.

Изюминкой конференции стал вызов-эксперимент — первый «Компаративный нейробатл». Командами студентов ИЦО, ИППО и ИИЯ были разработаны несколько персон ИИ, обученных как профессионалы в разных областях науки и повседневной жизни. Путем постановки различных вопросов международная команда экспертов смогла оценить качество ответов и практическую пользу того или иного проекта. Слушатели конференции в режиме реального времени могли оценить ИИ-персон путем голосования за понравившуюся разработку. Более подробно о нейробатле можно прочитать здесь.

Внедрение ИИ в образование охарактеризовалось и появлением институциональных ниш, заполнение которых требует серьезного переосмысления многих аспектов. О необходимости разработать новые образовательные технологии, провести их апробацию и системные исследования рассуждали участники мини-пленара «Зона эксперимента: воздержание от регулирования» под руководством проректора МГПУ Романа Комарова.

«На мой взгляд необходимо понять границы применимости ИИ. Где его можно применять, а где не стоит. Существует множество рутинных задач, где мы можем использовать искусственный интеллект, но, к сожалению, не делаем этого», — подытожила Дарья Гриц, директор по цифровизации образования МФТИ.

«ИИ для образования — это точно дизрапт. Дизрапт предполагает, что ты делаешь онтологический переход в другую модель, где у тебя уже другой язык, другой понятийный аппарат. И ты не можешь на том же (старом) языке разговаривать о жизни после дизрапта. Трансляционная педагогика в чистом виде мертва. Дети, которые в этом году пришли к нам в вузы, это те дети, которые пошли в детский сад в тот момент, когда 4G-мобильный интернет стал массовым. То есть они выросли со смартфонами в руках. Это даже не те дети, которые были еще два года назад. Это другие дети. Они живут в других мирах, у них другой понятийный аппарат. А это значит, что модель и язык, на котором мы должны об этом говорить, и говорим, нужно обсуждать и пересматривать. Должно быть хотя бы пространство, где мы можем это делать. Поэтому, конечно, возникает вопрос: „Что такое образование?“ Как мы у себя в университете отвечаем: образование — это способ постановки мышления. И образовательная программа — это вовсе не учебный план, а технология, с помощью которой ты выращиваешь в человеке способность говорить на разных языках: языке математики, на языке проектирования, программирования… Ты выращиваешь языки, где педагог — это архитектор, человек, который проектирует опыт и технологию выращивания мышления», — Владимир Тимонин, первый проректор РУТ (МИИТ).

На круглом столе «ИИ-агенты в образовании: оформление субъектности» спикеры поделились кейсами использования ИИ-агентов и рассказали, в какой роли выступает искусственный интеллект в каждой конкретной ситуации. Модератор секции Роман Куприянов, начальник управления информационных технологий и сервисов МГПУ отметил, что особый интерес как у слушателей, так и участников дискуссии вызвала практика применения ИИ-агентов, разработанных в Московском городском педагогическом университете — Аспирант Ушинского и Аспирант Выготского.

Вопросы, связанные с преодолением институциональных барьеров развития в процессе цифровизации образования, включающих несоответствие алгоритмов генеративного ИИ содержанию образования, дефицит методик использования учебного технологического оборудования обсудили на секции «Бег с препятствиями цифровизации образования» (модератор — директор ИЦО МГПУ Владимир Абрамов). Слушатели и спикеры активно делились своим мнением по темам, касающимся возможности участия ИИ в воспитательном процессе, популяризации ИИ-инструментов для оказания поддержки педагогам, в том числе методического характера, функций современной образовательной среды и многим другим.

Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (9)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (8)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (11)
Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика (10)
Тенденциям развития цифрового контента в образовании, интеграции технологий ИИ в цифровые платформы был посвящен круглый стол «Роль ИИ в образовательном контенте: выработка стандартов для новой реальности». В ходе дискуссии были обсуждены вопросы, связанные с перспективами разработки содержания образования с помощью больших языковых моделей, а также кейсы эффективного и безопасного использования искусственного интеллекта в практике работы в школе.

Антон Марко, директор института содержания, методов и технологий образования МГПУ подчеркнул: «На сегодняшний день появилась возможность использовать цифровой образовательный контент для персонализации обучения. Если ранее задачники и учебники фрагментарно доносили информацию до обучающихся, то сейчас появилась возможность подбирать контент для определенной ситуации, индивидуального уровня успеваемости учеников». Также эксперты затронули и целесообразность программы «Цифровой учитель», позволяющей формировать индивидуальные траектории развития на основе освоения технологий цифровой экономики.

По словам модератора круглого стола доцента департамента информатизации образования ИЦО Бориса Ярмахова эксперты пришли к общему мнению о том, что внедрение технологий в обучение сегодня происходит опережающими темпами, однако нуждается в осмыслении и качественном научном сопровождении. Сотрудничество университетов и бизнеса в этом направлении, по мнению спикеров, позволит создать базу для дальнейшего развития в этой области.

На конференцию зарегистрировалось более 1100 слушателей из 57 регионов России, а также Китая, Беларуси, Казахстана, Армении, Монголии, Египта и Турции. Среди них руководители и преподаватели вузов и школ, студенты, представители органов власти в сфере образования, издательств и ИТ-компаний. Новинкой 2025 года стала возможность задать вопросы спикерам вживую. Неравнодушные студенты, которые также находились в студии, смогли задать спикерам волнующие их вопросы: как более грамотно использовать ИИ в педагогической деятельности, как будет развиваться цифровая дидактика в дальнейшем, необходимость своевременного принятия нормативных актов, регулирующих использование искусственного интеллекта, как в образовании, так и в других сферах.

Трансляции всех сессий доступны на официальной странице конференции.

Больше фотографий доступно по ссылке.

Ждем всех на VIII Международной научной конференции «Современная {цифровая} дидактика» в следующем году!



Межкультурный диалог и исследования молодежных практик


27 декабря 2025 г.


23 декабря в институте иностранных языков прошла студенческая конференция, посвященная исследованию образа жизни современной молодежи в странах Европы

Интерактивное завершение семестра у иностранных студентов в ИИЯ


26 декабря 2025 г.


В институте иностранных языков МГПУ завершается очередной семестр для студентов из Китая. Заключительные квесты, викторины и популярные китайские игры

Главные новости