Top.Mail.Ru

Как распознать дислексию и вовремя помочь ребенку?

Около трети детей сталкиваются в учебе с трудностями, причиной возникновения которых становятся наследственные нейробиологические особенности. Эти специфические нарушения в общем называют дислексией, хотя у нее есть более частные и сопутствующие «ответвления».

Освоение школьной программы и для таких ребят, и для их родителей может стать настоящим мучением и сильно испортить жизнь. И не всегда удается вовремя разобраться, что недостаток старательности ребенка ни при чем — дело в особом устройстве его психических функций. При дислексии ребенок может не различать буквы или образы слов, при дисграфии оказаться не в состоянии писать, а при дискалькулии — не различать «один» и «много». Как поступить, если вы столкнулись с предположением, что ваш ребенок — дислексик?

Woman.ru обратился к эксперту — кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии МГПУ, члену Ассоциации родителей и детей с дислексией, автору более 50 учебных и научных работ по проблеме нарушений письма и чтения у детей Ольге Величенковой.

Как можно заподозрить дислексию и подобные ей нарушения на ранней стадии, когда ребенок еще не читает?

Специалисты могут еще в дошкольном возрасте ребенка прогнозировать у него потенциальную школьную неуспешность. Дело в том, что формирование письма и чтения зависит от многих психологических предпосылок, как речевого, так и неречевого характера. Методики выявления предрасположенности к нарушениям письма и чтения позволяют (хотя и не со стопроцентной вероятностью) определить группу риска.

На что следует обратить внимание родителям? Прежде всего, на проблемы с развитием речи: нарушения произношения и трудности различения звуков, медленное накопление словарного запаса, речевые ошибки.

Кроме того, важно развитие так называемой произвольной регуляции: усидчивость, внимательность, умение следовать инструкции. Мешают овладению грамотой и зрительно-пространственные трудности, когда ребенок не различает право и лево, плохо ориентируется в играх типа тетриса, лего, катамино и пр.

И даже моторная неловкость может стать причиной не только плохого почерка, но и специфических ошибок в письме. Если родители замечают, что их ребенок по какому-либо из этих признаков отличается от сверстников, необходимо получить консультацию логопеда и психолога. И вообще логопедическая диспансеризация в три, пять, семь, девять лет — это норма. Все дети должны проходить контрольные скрининги, это помогает вовремя отследить тревожные признаки и понаблюдать, как развиваются нужные навыки.

Какой специалист ставит такой диагноз?

Строго говоря, речь идет о заключении, педагогическом диагнозе. Хотя дислексия, дисграфия и другие трудности в обучении входят в МКБ-10, наиболее подготовленными специалистами, способными сделать заключение о наличии дислексии, являются логопеды, то есть педагоги.

Конечно, для исключения сходных нарушений нужны заключения психолога и врачей. Но анализ письма и чтения — это зона ответственности логопеда. Выяснение же причин — всегда результат комплексного обследование у логопеда и психолога. Эти же специалисты выстраивают программу преодоления трудностей. А вот где работают специалисты, большого значения не имеет. Это может быть учреждение и здравоохранения, и образования.

Для постановки диагноза или заключения нужно комплексное обследование. Сначала специалисты исключают снижение интеллекта, нарушение слуха или зрения у ребенка. А затем проводится психологическая и логопедическая диагностика. Если ребенок уже ходит в школу, то обязателен анализ письма и чтения. Поэтому родители должны понимать, что, приходя на прием с жалобами на двойки по русскому языку и чтению, нужно захватить с собой письменные работы ребенка.

С какими нарушениями могут перепутать дислексию, и с какими она чаще всего идет рука об руку?

Детям, осваивающим русскую грамоту, труднее дается письмо, чем чтение. Поэтому правильнее сказать, что дисграфия встречается чаще дислексии. Сочетаются же они достаточно часто, хотя и не всегда. Кроме того, трудности в обучении могут встречаться одновременно с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Часто сочетаются нарушения, которые имеют общие механизмы возникновения.

Что делать? Чего не делать? Школа — союзник или помеха?

Не заниматься самодиагностикой и самокоррекцией. Обращаться за помощью к специалистам: логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам.

Дети с трудностями в обучении в нашей стране имеют право на длительную объемную психолого-педагогическую поддержку. Они могут получить бесплатную помощь и особые условия оценивания и аттестации в том случае, если пройдут государственную ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, — прим.).

Комиссия дает рекомендации для обучения по адаптированной программе. Это цензовое образование, с учетом особых потребностей ребенка.

Если вы не можете принять решение самостоятельно, если не можете найти специалиста, который провел бы диагностику, посоветовал оптимальную стратегию помощи, обратитесь в Центр помощи детям с трудностями в обучении за бесплатной консультацией, он работает онлайн.

География проекта не ограничена ничем, кроме наличия интернета, квалифицированную помощь в нем могут получить жители любого региона России. Там помогут, в том числе составить «дорожную карту» по организации психолого-педагогического сопровождения, с учетом возможностей ребенка и специфики региона, где он живет, подскажут, какие материалы будет полезно использовать для домашних занятий и как правильно это делать.

Читать материал в источнике


Персоны



Стартовал конкурс стипендий Президента РФ для обучения за рубежом


28 марта 2024 г.


Конкурс дает возможность обучающимся, достигших значительных успехов в фундаментальных и прикладных науках, пройти обучение в зарубежных университетах, расположенных на территории дружественных стран в 2024/2025 учебном году

Олимпиада «Учитель школы будущего»: списки участников второго тура (японский язык)


28 марта 2024 г.


Опубликованы списки допущенных до 2-го тура заключительного этапа по японскому языку, а также даны ответы на часто задаваемые вопросы

Главные новости