Top.Mail.Ru

Как тестируют талантливых детей и чем опасны школы для одаренных

Гарантирует ли одаренность в детстве успехи во взрослой жизни? По словам члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических и психологических наук, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, профессора Александра Савенкова, наравне с креативностью для достижений важны эмоциональный интеллект и упорство. Как диагностировать у ребенка одаренность и почему не стоит «закрывать» талантливых детей в отдельной школе, — в интервью Савенкова «Газете.Ru»:

— Наверное, часто видите родителей, которые думают, что их дети одарены. В чем же на самом деле проявляется это качество?

Александр Савенков: Современная психология под одаренностью понимает совокупность нескольких параметров. Первый — высокий уровень развития интеллекта. При этом интеллект здесь понимается в специфическом психологическом смысле, отличном от «бытового ума». Это способность решать сложные задачи, которую можно измерить при помощи тестов IQ. Следующий параметр — высокий уровень креативности, определяемый специальными тестами. Третий, а может быть, даже и первый по значимости, — это мотивация.

Все параметры должны быть высокими, причем чем выше, тем лучше. Но если с интеллектом и креативностью все легко, то с мотивацией уже сложнее. Здесь нам надо учесть, что есть взрослые люди, а иногда и дети, которым тот или иной вид занятий приносит почти физическое удовлетворение. Такие люди, мы все их встречали, беззаветно преданы своему делу. Это и есть та мотивация, которая говорит нам об одаренности. Человек может руководствоваться разными мотивами: заработать много денег, самоутвердиться, получить награду, поступить в престижный вуз.

— Но ведь история полна примеров, когда выдающиеся люди в детстве не всегда так «прикипали» к тому виду деятельности, в котором потом реализовались. Получается, они не были одаренными?

Александр Савенков: Одаренность — это сочетание двух групп качеств: «хочу» — это мотивация, и «могу» — это интеллект и креативность. Если мы имеем только одну группу факторов, то это не считается одаренностью.

— А может ли родитель как-то самостоятельно понять, действительно ли одарен его ребенок?

Александр Савенков: Все же диагностика одаренности — это задача не родителя, и даже не педагога, а психолога. Но для родителей есть специальные диагностические инструменты. Родители, читающие книги об одаренности, написанные специально для них, могут найти эти методики. Например: «карта одаренности», «палитра интересов» и др. Также существуют диагностические методики специально для педагогов, например интеллектуальный портрет и другие.

— От чего тогда зависит успешность?

Александр Савенков: У ребенка могут быть высокие интеллект, креативность, мотивация, но нет настойчивости, упорства. В этом случае он вряд ли будет успешным.
Другими словами, если человек перешел минимальный порог интеллекта (одаренности), требуемый в определенном виде деятельности, то дальнейшие его успехи будут зависеть от того, какой у него характер, насколько развита воля, насколько он настойчив, упорен и так далее.

В конце ХХ века, когда начала развиваться психология, ученые выяснили, что для продвижения в социуме значительно важнее не столько когнитивные качества, сколько то, что назвали сначала эмоциональным, а потом социальным интеллектом. Это умение адекватно понимать эмоции человека, считывать их, точно выражать собственные эмоции, это способность к эмпатии, к социальному прогнозированию, коммуникациям, способность к сотрудничеству и сотворчеству и др.

Что происходит часто с одаренными и нормотипичными детьми? Они не понимают, что другие люди отличаются от них в умственном плане, не всегда понимают их, неверно считывают уровень IQ. Поэтому важно развивать социальный интеллект.

— Как его развить?

Александр Савенков: У этого показателя есть свои параметры. Обычно выделяется несколько блоков качеств: когнитивный (знания о людях, о правилах этикета, о специфике социальных отношений, способность к социальному прогнозированию, социальная интуиция и др.), эмоциональный (эмпатия, умение выражать и считывать эмоции, регулировать собственные эмоции и др.) и поведенческий (готовность быть лидером и ведомым, способность к сотрудничеству и сотворчеству и др.).

Эти параметры можно оценить и дальше, узнав проседающую область, подтянуть ее. Самостоятельно это сделать очень сложно, тут надо обращаться к психологу и педагогу, и в социальной среде развивать нужные качества. Это уже специфический «социальный фитнес».

Зная своих детей, выработав определенный стиль взаимодействия с ними, родители могут сами существенно помочь ребенку в развитии его социального интеллекта.

Читайте полное интервью в источнике: «Газета.Ru»
Фото: МГПУ



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе