Как защитить начинающих учителей от выгорания?

Ученые МГПУ рассказали «РИА Новости», как внедрение системы наставничества поможет защитить начинающих учителей от эмоционального выгорания и раннего ухода из профессии. В то же время, они отметили, что на формирование профессиональной идентичности педагога напрямую влияет образ учителя в обществе. Результаты исследования опубликованы в статье «Профессиональная идентичность начинающих учителей: обзор исследований».

Профессиональная идентичность — это осознание человеком себя как профессионала и члена профессиональной группы, формирование эмоционального отношения к ней, а также личного отождествления себя со своим делом. Однако начинающие учителя в первые месяцы своей работы часто обнаруживают, что реальность не соответствует их ожиданиям. Происходит так называемый «сдвиг» профессиональной идентичности, который нередко вызывает желание сменить профессию.

Недостаточно позитивный образ педагога в обществе или в коллективе также способен достаточно серьезно изменить профессиональную идентичность у начинающих учителей (например, с позитивной на кризисную). Это отражается и на учениках, поскольку уверенный в себе и своей профессии педагог сможет дать им гораздо больше, считают специалисты Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Специально разработанная и внедренная система наставничества поможет сформировать у педагогов позитивную профессиональную идентичность и защитить их от профессионального выгорания, считает специалист лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Наталья Жабина.

«В сложный момент наставник объяснит новичку, что происходит, и поможет ему преодолеть трудности осознания себя как профессионала, ведь именно исследование профессиональной идентичности начинающих учителей, по сути, — одно из звеньев в цепочке мер по сохранению в образовательных организациях счастливых и профессиональных педагогов», — рассказала Жабина.

До сих пор эта тема не стала предметом комплексного исследования: не существует ни общей терминологии, ни единого подхода, отмечают ученые МГПУ. Поэтому они изучили и систематизировали публикации на тему профессиональной идентичности и на основании этого комплексного анализа сформулировали ключевые выводы и практические рекомендации.

«Мы установили, что профессиональная идентичность у будущих педагогов формируется в момент глубокого изучения специальных предметов и с началом работы. То есть у студентов пятого курса, прошедших практику, профессиональная идентичность будет выражена более четко, чем у первокурсников. Более того, у студентов младших курсов идентичность, скорее всего, основана на романтических представлениях и образах из книг и сериалов. Поэтому далеко не все выпускники остаются в профессии в первые годы практики. Иллюзии рассеиваются, а истинная идентичность не формируется», — рассказала спикер.

Ученые планируют продолжать изучение профессиональной идентичности начинающих учителей и применять полученные знания на практике.

Читать материал в источнике


Персоны



Образовательная модель «2+3»: что меняется в педагогических вузах?


30 сентября, 2022 г.


«РИА Новости» при экспертной поддержке МГПУ подготовили инфографику о том, чем отличаются разные модели обучения в вузах и почему иногда полезно отложить выбор специализации на несколько лет

Век столичной Санэпидемслужбе: выставка расскажет историю


30 сентября, 2022 г.


Леонид Денисов, ведущий научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, принял участие в подготовке выставки, посвященной 100-летнему юбилею государственной санитарно-эпидемиологической службы