Ко Дню народного единства

Сила России — внутри нас самих, она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и нашей культуре, в нашей экономике, в огромной нашей территории и природных богатствах… Но самое главное — наша сила, безусловно, в единстве нашего народа.

В. В. Путин

Главное богатство нашей страны — это люди. Многонациональный российский народ имеет глубокие исторические и культурные корни, которые необходимо сохранять в современном мире. М. В. Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». История повторяется, и каждый завтрашний день зависит от вчерашнего. Её нельзя изменить, можно сделать нужные выводы. Наши предки не только совершили тысячи открытий для облегчения современной жизни, но и показали на подчас горьком опыте, что сила России в единении всего народа.

Начиная с 2005 года, по всей России отмечается День народного единства. Праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Еще с 1649 года эта дата являлась государственным праздником. Царём Алексеем Михайловичем был объявлен День Казанской иконы Божией Матери.

В 2005 году в Нижнем Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому, являющийся уменьшенной копией монумента, расположенного на Красной площади в Москве. С тех пор все основные мероприятия в праздничный день проходят у двух этих скульптур.

Как различные культуры, традиции и языки сосуществуют в едином государстве? Какие климатические зоны характерны для России? Какими полезными ископаемыми богата наша страна? Какие деятели науки и культуры прославили Россию? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню народного единства.

«Это Родина моя…»

Россия является самой большой по площади страной — это 17,2 млн км2. С помощью материала «Территория и границы России» можно определить, по каким природным рубежам проходят участки границы. Согласно последней переписи населения 2021 года нас 147,2 млн человек. Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, где проживают представители более 190 национальностей и разных вероисповеданий. В РФ различные культуры, традиции и языки сосуществуют в едином государстве. Многообразие национальностей в нашей стране является одним из её самых значимых и уникальных аспектов. Каждая национальность привносит в российскую культуру свои традиции, обычаи, язык и искусство.

Российская Федерация расположена в 4 климатических поясах: арктическом, субарктическом, субтропическом и умеренном. Сценарий урока «Климат России. Циркуляция атмосферы» напомнит, что такое циклоны и антициклоны. К арктическому поясу относятся сибирское побережье Северного Ледовитого океана и его острова, за исключением южного острова Новой Земли, островов Вайгача, Колгуева и других в южной части Баренцева моря. К субарктическому поясу — территории, расположенные за полярным кругом в пределах Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири; к субтропическому относятся небольшой участок Черноморского побережья Кавказа и Южный берег Крыма. О климатообразующих факторах расскажет сценарий темы «Климат и внутренние воды России». Остальная территория Россия расположена в умеренном климатическом поясе, в котором бывают 4 типа климата: умеренный-континентальный, континентальный, резко-континентальный и муссонный. Из сценария урока «Типы климата на территории России» можно узнать о воздушных массах и средних температурах в каждом из климатических поясов. Умеренно-континентальный климат характерен для европейской части России и крайнего северо-запада умеренного пояса в пределах Западной Сибири; континентальный климат — для большей части Западной Сибири и крайнего юго-востока Восточно-Европейской равнины; резко-континентальный климат — для умеренного пояса Средней Сибири; муссонный климат — для Дальнего Востока. С помощью материала «Влияние климата на жизнь людей в России. Агроклиматические ресурсы» можно расположить города в порядке увеличения комфортности климата.

В недрах нашей страны залегает множество полезных ископаемых, но многие месторождение расположены в труднодоступных местах с суровым климатом. Минеральными ресурсами богаты шельф Северного Ледовитого океана и моря, которые большую часть года скованы льдами. Залежи металлических руд в основном связаны с древними складчатыми поясами, а запасы железной руды имеются в Западных Саянах. Интерактивное задание «Полезные ископаемые» позволит распознать полезные ископаемые по описанию. Медные руды находятся в пределах Уральских гор, полиметаллические — в Восточном Забайкалье, золото — в Северном Забайкалье. В горных образованиях, которые расположены на востоке и северо-востоке страны, залегают оловянные и вольфрамовые руды, золото. Медь, никель и железо имеются в пределах Курского месторождения и на Кольском полуострове, в районе города Норильска и на Сибирской платформе. Крупнейшие месторождения нефти и природного газа располагаются на территории Западной-Сибири. Из приложения «Полезные ископаемые» учащиеся могут узнать, из чего получают бензин, что необходимо для производства кирпичей. Калийные соли имеются в осадочном чехле Предуралья, в южной части Западно-Сибирской равнины и Прикаспийской низменности. Апатиты находятся на Кольском полуострове. Крупные залежи алмазов и графита добываются на территории Сибирской платформы.

Природные заповедники и Красная книга

История охраны заповедных мест России насчитывает более 100 лет. Сегодня в РФ 102 заповедника и 42 национальных парка, а общая площадь особо охраняемых природных территорий — это 203 миллиона гектар. Однако цифра не является постоянной, поскольку создаются новые заповедники и парки. Интерактив «Всемирное наследие Юнеско в России» позволит распределить объекты Всемирного наследие РФ по группам, разделяя природное и культурное. К памятникам природы нашей страны, входящим в список ЮНЕСКО относятся Золотые горы Алтая, Девственные леса Коми, Национальный парк «Куршская коса», Остров Врангеля, Ленские столбы, Вулканы Камчатки, Центральный Сихотэ-Алинь, Плато Путорана, озеро Байкал.

Красная книга России — это официальный документ, в котором собрана информация о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов на территории России. Она была создана с целью сохранения биоразнообразия и охраны природных ресурсов страны. Из сценария урока «Красная книга России» младшие школьники узнают, почему зубр, белый журавль, дровосек реликтовый, женьшень и венерин башмачок находятся в Красной книге и что делается восстановления популяции этих видов. В 2021 году были внесены последние изменения. В неё включили 158 новых видов, подвидов, популяций животных и исключили при этом 122. На сегодняшний день в списке значатся 443 объекта животного мира. В отношении таких видов, как амурский тигр, белый медведь, дальневосточный леопард, переднеазиатский леопард, снежный барс, сайгак, лошадь Пржевальского, аргали, дзерен, стерх и других предпринимаются меры по восстановлению популяций. С помощью приложения «Кроссворд „Красная книга России“» можно определить по изображению животное, которое занесено в Красную книгу России.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие…»

В России рождались и жили великие люди, чьи достижения в различных областях оставили незабываемый след в истории мировой культуры. Если попросят назвать только 10 выдающихся имён, сможете ли вы это сделать? Имена великих людей России можно перечислять бесконечно долго. На них до сих пор равняются, им пытаются подражать.

Великие правители — Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II. Видеофрагмент «Реформы Петра I» познакомит с периодами правления последнего русского царя. С помощью материала «Внутренняя политика Елизаветы Петровны» можно охарактеризовать деятельность сподвижников императрицы. Из материала «Начало правления Екатерины II» учащиеся узнают, какие меры в духе «просвещённого абсолютизма» были предприняты самодержицей Всероссийской. Известные полководцы и стратеги — М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Видео «Святой адмирал Феодор Ушаков» расскажет, за что Фёдор Фёдорович получил первую награду, а приложение «Защитники Отечества» позволит распределить предложения, изображения и опорные слова, относящиеся к прославленным защитникам нашего Отечества. Знаменитые учёные и деятели науки — Д. И. Менделеев, П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин, А. С. Попов, А. Ф. Можайский, Н. И. Лобачевский, К. Э. Циолковский, М. В. Ломоносов. Материал «Жизненный путь ученого К. Э. Циолковского (1857−1935)» познакомит с работами и открытиями учёного. Видео «Николай Лобачевский» расскажет о революционной для своего времени теории математика. Изменившие мир педагоги — К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский. Выдающиеся деятели художественного слова и культуры — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов. Материалы «М. Ю. Лермонтов „Бородино“» и «А. С. Пушкин „Борис Годунов“» позна­ко­мят с исто­ри­ей со­зда­ния и особенностями произведений. Из приложения «Рахманинов Сергей Васильевич» учащиеся узнают, что на протяжении более четверти века для композитора было неиссякаемым источником творческого вдохновения. Интерактив «Биография и творчество П. И. Чайковского» расскажет, за какое экзаменационное сочинение композитору присудили серебряную медаль. Нобелевская премия была вручена 22 гражданам Российской империи, СССР и Российской Федерации: премию по физиологии и медицине получили 2 человека; премию по литературе — 4 человека; премию по химии — 1 человек; премию по физике — 11 человек; премию по экономике — 1 человек; премию мира — 3 человека. Из теста «Нобелевская премия» старшие школьники узнают, о значе­ние премии для че­ло­ве­чес­тва.

И это лишь малая часть наших соотечественников, которые свои трудом и талантом, прославились на весь мир! Мы, выбирая свой жизненный путь, всегда должны ориентироваться на историю и память. От каждого из нас зависит, каким будет будущее России.

«Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей…»

Ф. М. Достоевский

Источник изображения: top-fon.com



Школа изменений: президент анонсировал нацпроект «Молодежь России»


01 марта 2024 г.


Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал «Известиям», что стабильно высокое число выпускников по окончанию обучения идут работать в школы

Аспирант МГПУ — лауреат конкурса «Мастера коррекционной педагогики»


01 марта 2024 г.


Конкурс проводился МГППУ с целью формирования активной жизненной позиции на примере выдающихся успехов представителей педагогического сообщества в профессиональной и научной сферах