Top.Mail.Ru

Ко Дню России

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою".

С. А. Есенин

Родина — как много в этом слове… Для одних это небольшой городок на карте, где они родились и выросли, для других — большой мегаполис, где они достигли успеха и нашли свою судьбу. Но для всех жителей нашей страны есть и большая Родина — Россия, с её многовековой историей, с её талантливыми людьми от субтропиков до Арктики, от Камчатки до Балтийского моря.

12 июня мы отметим важный государственный праздник — День России. Это торжество связано с принятием Декларации о государственном суверенитете в 1990 году, а также первыми в истории страны открытыми всенародными выборами президента, которые состоялись ровно через год в тот же день. Президент Владимир Владимирович Путин отмечает, что данный праздник «посвящён нашей родной стране, наполнен гордостью за её историю, верой в её будущее <…> Единство, преданность Родине, ответственность за неё завещали нам наши предки».

История и литература идут бок о бок. Для писателей и поэтов неслучайно одной из важнейших тем является любовь к родине, её народу, родному языку. Художественные произведения создавались и в счастливые, и в трудные годы, в честь праздников и в знак скорби. Люди во все времена чувствовали причастность к тому месту, где родились и жили, даже несмотря на расстояния, которые отделяли их от России.

Почему тема Родины является одной из ведущих в творчестве отечественных классиков? Какие образы и символы выражают сущность понятия «Россия» в произведениях художников слова? Какие чувства и эмоции вызывала у писателей данная тема? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к праздничной дате.

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

В своих произведениях Михаил Юрьевич Лермонтов часто обращался к образу Родины, раскрывая сложность и неоднозначность своего отношения к ней — неслучайно любовь к России он называет «странной». Видеоурок «Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Образ России в лирике поэта» позволит рассмотреть этико-философскую проблематику лирики. С одной стороны, это необъятная территория, где бывают разливы рек, «подобные морям», можно ощутить «лесов безбрежных колыханье», а в небесах увидеть Бога, где время от времени появляется «могучее, лихое племя», «богатыри», — такая Родина близка поэту. С другой стороны, он не приемлет «немытую Россию», «страну рабов, страну господ». Тест «М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Стихотворения „Дума“, „Родина“» даст возможность проанализировать произведения, а видео «М. Ю. Лермонтов „Молитва“» и «М. Ю. Лермонтов „Бородино“» помогут при подготовке выразительного чтения.

«В Россию можно только верить»

Всю свою жизнь Фёдор Иванович Тютчев верил в особое предназначение России, в её великую судьбу. Россия для поэта — это «край родной долготерпенья», «грустные места». В его лирике встречается множество прекрасных скромных русских пейзажей: «бледные березы», «пустырник лёгкий», «мох седой». Но Родина для Тютчева — это ещё и место, с которым судьба разлучила его молодым человеком, и куда он вернулся спустя время зрелым мужчиной, чтобы исполнить свою миссию. В православных традициях, в самом складе русской души Фёдор Иванович видел залог спасения страны и, конечно, безоговорочно верил в особый путь России. Аудиоматериал «Ф. И. Тютчев „Листья“» познакомит младших школьников с произведением, а с помощью приложения «Ф. И. Тютчев „Листья“» можно определить средства выразительности. Также предлагаем обратиться к интерактиву «Ф. И. Тютчев „Листья“», который проверит, знакомы ли учащиеся с содержанием стихотворения.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине»

Слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихотворениях Сергея Александровича Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к Родине. Поэт говорил, что чувство Родины является основным в его творчестве. Русь Есенина — это красота, гармония и раздолье, чувство к Родине переплетаются у поэта с любовью к женщине, природе, жизни. Видеоурок «Сергей Александрович Есенин. Раннее творчество и имажинизм» расскажет о жизненном пути автора, а интерактивное задание «С. А. Есенин „Анна Снегина“» направлено на повторение изученного материала.

В революционные годы Сергей Александрович поддержал перемены в стране, но воспринял происходящее со свойственным ему «крестьянским уклоном». Он сожалел о Руси «бревенчатой», «крестьянской», «уходящей», но, тем не менее, воспевал «шестую часть земли» «с названьем кратким «Русь». Аудиоматериал «Сергей Александрович Есенин «Гой ты, Русь, моя родная!»» познакомит с актёрским исполнением стихотворения.

«Разве можно мне забыть Родину? Я очень русский человек…»

Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Его жизнь сложилась таким образом, что умереть писателю было суждено на чужбине, однако духовная связь с Россией никогда не прерывалась. Видео «Иван Алексеевич Бунин. Биография» расскажет о жизни и творчестве писателя.

Именно память о родных местах помогала ему жить, и в его творчестве тема Родины переплеталась с темой прощания, вечной разлуки. Творец ощущал своё одиночество и изгнанничество. Память о России у Ивана Алексеевича во многом отождествлялась с памятью о Москве — символе всей страны. Столица становится не только фоном для разворачивающихся событий, но и одним из героев произведений. Например, в новелле «Чистый понедельник» зарисовки Москвы делают рассказ символическим: история, религия, искусство, культурный быт словно спрессованная картина жизни столичной России. Видеоурок «Рассказ И. А. Бунина „Чистый понедельник“» позволит определить тему, проблемы, художественные средства новеллы. А в других произведениях — с «тёмными аллеями», запахом «антоновских яблок», «листопадом» и «густым зелёным ельником у дороги» — её провинция. Тест «И. А. Бунин „Антоновские яблоки“» позволит проверить читательскую грамотность старшеклассников, а с помощью приложения «И. А. Бунин „Густой зелёный ельник у дороги…“» можно расположить строки в верной последовательности и вспомнить стихотворение.

«Я весь мир заставил плакать // Над красой земли моей…»

Судьба Бориса Леонидовича Пастернака была неотделима от судьбы Родины. Писатель сделал свой выбор — остался в России после революционных событий. В самые непростые минуты испытаний он сохранял любовь к отечеству. Его родина предстаёт многоликой: и народ в своей самобытности, и таинственная природа с «неповторимыми чертами», и возвышенная мысль человека, и творчество… Тест «Лирика Б. Л. Пастернака» проверит, знакомы ли школьники со стихотворениями и их анализом. Данная тема также представлена в романе «Доктор Живаго»: образ России соединяется с образом революции, которая для писателя — часть истории страны. Приложение «Б. Л. Пастернак „Доктор Живаго“» напомнит содержание произведения.

Тема Родины также широко представлена в произведениях А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. А. Блока, М. И. Цветаевой и многих других. Интерактив «И. Никитин „Русь“» позволит актуализировать знания обучающихся содержания стихотворения, а материал «К. Д. Ушинский „Наше Отечество“» напомнит текст рассказа. Авторы раскрывают различные аспекты отношения к Родине — от «героического» патриотизма до критического осмысления истории и современности. Писатели, затрагивая данную тему, стремились выразить свои чувства, мысли и отношение к своей стране, её прошлому и настоящему.

«Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».

В. Г. Белинский

Источник изображения: on-desktop.com/ru



Студенты ИИЯ открывают для себя Санкт-Петербург по-итальянски


23 июня 2024 г.


Студенты кафедры романских языков и лингводидактики, а также студенты кафедры языкознания и переводоведения ИИЯ совершили поездку «San Pietroburgo in italiano», организованную преподавателями Ольгой Абрамовой, Кристиной Кузнецовой и Зинаидой Тюриной

Состоялся семинар о способах формирования компетенций


22 июня 2024 г.


Преподаватели Предуниверсария и сотрудники лаборатории ПКИМО провели семинар, посвящённый способам формирования универсальных педагогических компетенций