Top.Mail.Ru

Кричит, топает ногами: почему дети так делают и как им помочь

Детские истерики и агрессия по отношению к родителям, увы, весьма распространенная история. Но откуда это все берется и как сделать общение более спокойным и мирным? Интернет-издание «Мел» выясняло у педагога-психолога, доцента МГПУ Юлии Челышевой.

Вопрос. Дочке 4,6 года, и она ничего не хочет делать и не делает. Любую просьбу игнорирует, топает ногами, повышенная агрессия к членам семьи. Честно признаюсь, что уже кричу на нее. Второму ребёнку 1,8. Виню себя за крик, но держаться очень сложно и не всегда выходит. Что делать?

Ответ. Агрессивное поведение в принципе вполне нормотипично для ребенка в возрасте 5 лет. Другое дело, что важно разобраться в причинах агрессии. Было ли так всегда или же агрессия начала проявляться не так давно. Если ответ — второй вариант, то среди возможных причин такого поведения можно выделить:

  • агрессия в семье. Возбужденное поведение мамы, о котором есть упоминание в вопросе читательницы, — это как раз та модель поведения, которую старший ребенок просто считывает и транслирует миру.
  • ревность по отношению к младшему брату/сестре. Это самый распространенный сценарий. И агрессивное поведение ребенка — попытка привлечь внимание родителей всеми правдами и неправдами.
  • психологическая особенность ребенка. Обычно к такому поведению склонны холерики. Однако ребенок, в отличие от взрослого, не имеет развитого навыка торможения и не может самостоятельно справиться с сильным возбуждением.

Без установления точной причины агрессивного поведения ребенка трудно изменить ситуацию в корне. Но ряд способов позволит минимизировать ущерб и для ребенка, и для семьи.

Что можно сделать

Попытаться изменить модель поведения и общения в семье. Это работа, которую предстоит проделать в первую очередь маме девочки. Чем спокойнее будет чувствовать себя мама, тем спокойнее будет ребенку и тем меньше вспышек агрессии у него будет.

Увеличить до возможного максимума тактильный контакт со старшим ребенком. Важно, чтобы девочка не чувствовала себя уязвленной и лишенной родительского внимания.

Не реагировать агрессией на агрессивное поведение ребенка. Если в ответ на то, что дочь кусается, щипается или лезет в драку, родители также проявляют агрессию, пусть даже психологическую — крик, — это закрепляет данную модель поведения у ребенка.

Проигрывать ситуации в сюжетно-ролевых играх с участием сказочных и любимых ребенком персонажей, наделяя их поведением дочери. Обсуждать с ней, почему они так себя ведут, нравится ли ей это, что можно было бы изменить. Родителям важно транслировать ребенку, что это социально неодобряемое поведение.

Использовать арт-терапевтические методы. Предлагать ребенку выплеснуть свои негативные эмоции и агрессию с помощью фломастеров, карандашей и красок на бумагу. Хочет драться? Предложите нарисовать то, что девочка сейчас испытывает.

Физическая нагрузка. Подобрать для ребенка ряд секций или кружков, которые позволяют перевести энергию в мирное русло. Плавание, борьба — все это поможет перевести социально неодобряемую агрессию в социально одобряемую.

Однако ключевую роль в такой ситуации играет все же модель поведения и общения в семье. И лишь изменив ее, можно достигнуть ощутимых результатов и помочь ребенку научиться справляться с теми эмоциями, которые он испытывает.

Читать в источнике


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»