Круглый стол по проблемам диагностики обучающихся с ТМНР
В институте психологии и комплексной реабилитации состоялся круглый стол, организованный сотрудниками лаборатории инклюзивного образования. В настоящее время не вызывает сомнения необходимость ознакомить специалистов, работающих с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития с новыми диагностическими подходами к обследованию лиц данной категории. Педагоги и руководители образовательных организаций, психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы, специальные педагоги и другие специалисты, работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, студенты вузов неоднократно подчеркивали необходимость создания подходов к созданию диагностического инструментария, позволяющего оценить степень выраженности психофизических особенностей каждого из этой категории обучающихся.
Организатор и ведущая круглого стола Ирина Юрьевна Левченко, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, открывая это важнейшее научное мероприятие сообщила, что в последние годы все большее количество детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР), которые не используют речь, включаются в образовательный процесс. Вместе с тем эта категория обучающихся являются наиболее сложной и уязвимой по ряду причин. Данные статистики Федерального реестра инвалидов 2024 года в Москве говорят о более 48 тыс. детей инвалидов, среди которых большая часть имеет тяжелые множественные нарушения развития. В силу сложности сочетания нарушений традиционные диагностические методики не могут быть использованы при обследовании большинства этих детей. На базе Лаборатории Инклюзивного образования в последние годы разрабатываются новые подходы к обследованию детей с ТМНР, ориентированные на получение информации, необходимой для разработки СИПР. Поэтому проведение круглого стола, в первую очередь, посвящено информированию специалистов об этих разработках. Отметим, что в круглом столе очно и дистанционно приняли участие 20 специалистов из 5 регионов Российской Федерации: Москвы, Московской области, Тюмени, Рязани, Свердловской области. Программа круглого стола была весьма насыщена. Проблемное поле круглого стола включило в себя освещение проблем, связанных с особенностями развития детей с ТМНР; новейшими инновационными подходами к обследованию обучающихся с ТМНР разного возраста; а также разработкам новых методов диагностики нарушений развития у обучающихся с ТМНР.
Расскажем об основных докладах, прозвучавших на круглом столе. Выделим из них доклад Лазуткиной Марии Михайловны, психолога, тифлопедагога Ресурсного центра поддержки людей с сенсорными нарушениями «Ясенева Поляна», отражающий современную проблематику обучения и воспитания слепоглухих детей. Ярким срезом современной ситуации жизнеобеспечения семей, воспитывающих детей с ТМНР прозвучал доклад аспиранта ИПКР Порфирьева Ивана Васильевича «Апробация методики оценки динамики развития детей с ТМНР в контексте обучающей программы для родителей». Школьным трудностям обучающихся с ТМНР был посвящен доклад Гусейновой Ащи Айирмагомедовны, кандидата педагогических наук, доцента и Белотеловой Веры, учителя высшей категории, ГБОУ «Школа № 1708» по теме «Некоторые пути изучения особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР».Верозуб Анастасия Сергеевна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» познакомила участников круглого стола со своими исследованиями по теме «Диагностика психологических особенностей лиц с ТМНР как основа разработки СИПР».
Подведение итогов круглого стола прошли в формате свободного микрофона. Дискуссия, завершившая круглый стол отразила актуальность и глубину обсужденных вопросов, необходимость теоретической проработки поднятых в докладах проблем обучения детей с ТМНР и разработки практико-ориентированных технологий построения коррекционных занятий.


