Путь к преподавательскому мастерству
Ангелина Валерьевна Миронова, преподаватель департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации, стала победителем престижного конкурса молодых преподавателей высшего образования, подготовила участников Всероссийской Олимпиады «Я-профессионал», пишет статьи, пособия, координирует студенческую науку и читает увлекательные лекции!
Индивидуальный подход к каждому студенту — один из главных принципов работы молодого педагога. Ангелина Валерьевна считает, что современный преподаватель должен не только передавать знания, но и развивать критическое мышление, учить анализировать информацию и применять её на практике. Постоянное развитие — кредо успешного преподавателя и именно поэтому Миронова А.В. продолжает совершенствовать свои методики, участвует в научных проектах и делится опытом с коллегами.
Пообщались с Ангелиной Валерьевной лично.
Ангелина Валерьевна, Вы — преподаватель института психологии и комплексной реабилитации, курируете студенческое научное общество и одновременно учитесь на профориентатора. Это необычное сочетание ролей. Как Вы сами описываете свою профессиональную идентичность? Что для Вас важнее: быть наставником, исследователем, организатором или проводником в выборе пути?
Благодарю за столь интересный вопрос. Наверное, всю свою сознательную профессиональную жизнь я была «на стыке» научных знаний и профессий, на стыке этих социальных ролей. Меня в определенной степени долгое время беспокоил вопрос: А кто я на самом деле? Сейчас пониманию — мне интересно все. Мне важно быть преподавателем, передавать знания, увлекать той темой, которую я выбрала для дискуссии. Как научному сотруднику мне важно быть исследователем. Как куратору СНО мне важно быть наставником и организатором. Все эти грани очень дружат между собой и делают меня собой. В связи с чем каких-то направлений, которые я могу обозначить как важные, я выберу все обозначенные вами.
Многие СМИ пишут о том, что сегодняшние школьники и студенты часто испытывают неуверенность в выборе карьеры, несмотря на доступ к информации. Как Вы думаете, почему это происходит? Что ускользает от алгоритмов и тестов и как вы это восполняете?
В последние годы мы перенасыщены информацией. Мы живем в постоянно обновляющемся информационном поле. С одной стороны, доступная информация и впечатляющее число маршрутов самореализации — это очевидные плюсы нашего времени, которые способствуют росту уровня личностной свободы. С другой стороны, такая свобода сбивает с толку. Современные молодые люди — люди очень разносторонние, очень амбициозные и креативные. Я преподаю в Московской городском уже 19 лет. И за эти годы наблюдаю определенные изменения тех ребят, кто приходят учиться. Безусловно, мы сейчас говорим о новом поколении студентов. И через каждые 5−7 лет происходит новая «волна».
Не могу сказать, что школьники и студенты испытывают неуверенность. Я бы сказала, что они испытывают дефицит понимания себя. Профориентация — это не просто пройти тест и понять, что тебе лучше работать с людьми или технологиями. Это глубокий внутренний разговор с собой. Без прикрас и без занижений. Для этой работы нужен проводник — специалист, который сможет подобрать слова, задать нужные вопросы, помочь увидеть свои достоинства — маячки, на которые можно опереться, выстраивая свой образовательный маршрут. Вы не поверите, но зачастую взрослые люди боятся говорить о том, в каких ситуациях они успешны, достигли высот и являются героями. Потому что мы не привыкли к такому разговору. Поэтому преподаватель зачастую являются тем человеком, который знакомит не только со знаниями, но и с личностными характеристиками внутри этой профессии самого студента. Конечно, мотив поступления и обучения в высшем учебном заведении у каждого студента свой. Но очень приятно, что подавляющее большинство из них выбирают свою профессию из позиции оказания помощи другим, желая развиваться, учиться дальше и быть хорошими специалистами своего направления.
Вы учитесь на профориентатора. Почему Вы решили учиться и выбрать это направление? Что вас заинтересовало в этой профессии?
Опять же благодарю за вопрос. На него трудно ответить как-то односложно. Профориентация стала неотъемлемой частью моей профессиональной и личной жизни. Даже трудно сказать, с чего все началось. Но очень интересно стало затрагивать разные аспекты моей жизни, которые в результате вывели меня на написание диссертационного исследования. Обучение мне нужно для того, чтобы быть грамотным специалистом своего дела, которым я сейчас занимаюсь — проводить профориентационную работу с подростками, в том числе со слабослышащими обучающимися. Это не первое мое обучение в данном направлении и не первый опыт работы, но сейчас происходят самые глубинные процессы. Вместе с этим у меня есть личная история — мои дети достигли прекрасного подросткового возраста. Я постоянно учусь быть мамой, как бы смешно это ни звучало. Только научилась быть мамой школьников — они вырастают, и я учусь быть мамой подростков. Закономерности нашей жизни.
Если бы вы могли дать совет студенту, который только поступил в институт, что бы это был за совет?
Прекрасный вопрос, в самую суть! Благодарю. Сейчас я как раз работаю с первокурсниками. Поэтому очень часто даю этот совет: «Пробуйте!». Пробуйте участвовать в различных мероприятиях, которые вам предлагает институт и университет. Казало бы — как легко! И действительно, кого-то прям затягивает эта история. И что вы думаете? Такие ребята уже на первом курсе запускают свои стартапы, пишут статьи, проводят небольшие исследования, проявляются в кругу своих сверстников и профессионалов. С какой-то стороны они ставят амбициозные цели, получают свой опыт, двигаются вперед. Обычно такие студенты к окончанию бакалавриата имеют приличное портфолио и быстро устраиваются на работу. Но есть другой путь — путь замирания, определенного мимикрирования. Скорее всего в таком случае студенту может быть тяжело к чему-то приступить из-за не совсем правильного понимания своих сильных сторон (когда как будто их совсем нет), боязни выступления, проявления среди других. Конечно, в таких случаях все же необходим специалист, который может помочь. Опять же иногда в этой роли выступает наставник со стороны преподавателей. Поэтому у нас очень интересная профессия, работая с молодым поколением, мы помогаем в определенной степени стать теми, кем они могут быть в лучшем своем проявлении. Ведь иногда доброе слово поддержки и научное наставничество вселяет уверенность свершать удивительные вещи!