Top.Mail.Ru

На выставку с подростком: чему можно научиться у Малевича?

Перед Новым годом были со старшей дочерью на выставке в Еврейском музее и центре толерантности. Называется «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Идет до 19 февраля, так что вполне еще можно успеть. Привезли русский авангард: около 100 работ из основных отечественных государственных музеев, а также Витебска и частных коллекций.

Меня, признаться, супрематизм и кубизм визуально завораживают: хочется долго смотреть на все эти квадратики, полосочки и кружочки. А тут еще идея выставки интересная: работы сопровождаются цитатами из дневника одного из учеников Малевича — Льва Юдина. Огромная книжища, где записаны задания, которые давал мастер, свои впечатления, что получилось-не получилось, как оценивалось.

Вообще, удивительная судьба у этого Юдина. Жил себе в Витебске тихой размеренной жизнью. Тут, возьми, приедь Казимир Малевич, который сразу же громко поссорился с Марком Шагалом. Ну и все: философия супрематизма захватила настолько, что последующие 17 лет Юдин, молодой талантливый художник, был учеником и верным последователем Малевича. После смерти мастера Юдин про него написал замечательные слова, которые мне очень врезались в память. Думается, они достойны быть написанными на стене хорошего педагогического вуза:

«Дорогой учитель, благодарю тебя! Ты дал мне целый мир. Теперь, как смогу, буду сам идти. Ты дал мне мерку, масштаб, а сказать мне суждено совсем другое, сказать — свое».

Это прямо, знаете, — ориентир. В одной фразе вся суть учительской профессии выражена. Вообще, талантливый был, тонкий художник. «Мерку» и «масштаб» получил в супрематизме, а его «свое» — это так называемый пластический реализм. И пожить бы ему, конечно. Может и превзошел бы учителя, но… война. Погиб в первые же ее месяцы, в 36 лет.

А вот этот пластический реализм — тоже любопытное явление, показывающее, как извилисто может строиться история искусства. Гинхук (государственный институт художественной культуры) учредили, причем как исследовательское учреждение. Казимира Малевича назначили директором. Он собрал учеников — выбрал самых-самых талантливых, упорных и верных философии супрематизма. Они за год поставили уникальную, не имеющую аналогов в мире исследовательскую деятельность, посвященную проблеме соотношения цвета, формы, материала и звука. Но, к сожалению, скоро любовно собранный Малевичем коллектив разогнали, как не соответствующий идеалам советского реализма.

Но не тут-то было: творческий человек — он же везде выход найдет. Ученики основали свое новое течение под названием «пластический реализм». Мне кажется, что тут может быть какая-то аналогия с социалистическим реализмом. Темы те же: крестьяне, быт, деревня. Но способ новаторский и, конечно, протестный. Называется, будут вам крестьянки с серпами, но из трех треугольничков и двух кружочков.

Еще, конечно, удивительно звучат дневниковые записи Юдина начала 30-х и даже 37-го года. Понимаете, в этом — самом печально известном тридцать седьмом году — для человека, который через четыре года умрет на фронте, не существовало, кажется, ничего, кроме творчества. Я специально нашла в дневниковом фолианте запись этого периода:

«Больна тетя Ириша. Хворает Мика и Тата. Аня должна ехать в санаторий. Холодно. Очень зябну. Крови мало. Маша ездила в Медгиз взяла работу. Вчера было заседание с критикой Чижа. Я вхожу в работу. Очень доволен этим. Холсты не даются. Работаю мимо цвета. Это со мной бывает. Вдруг перестаю видеть цвет. Вчера перед сном смотрел летние наброски. В них есть обещания, очень живые рисуночки. Что же такое с цветом? Крашу-крашу и все зря! С огромным удовольствием читаю письма Пушкина (критика). Прямо радость это читать… Слабость. Не здоровится. Всю зиму какие-то неполадки. Не могу понять, откуда это истощение. Холсты стоят перед мной и дразнятся. Погодите, черти! Сегодня припадок рисунка…» (19 января, 1937 г, Ленинград).

И ведь искал и искал, рисовал и вымарывал, выбрасывал и начинал заново. А все ради чего? Чтобы найти язык, на котором сказать «свое». Когда внутренняя планета такого размера, на ней, с одной стороны, можно спрятаться, а с другой, — жить она спокойно, конечно, не даст.

Так стоит ли бороться, сопротивляться, лезть вон из кожи, чтобы в конце концов найти это «свое»? Какие темы на этом материале напрашиваются для обсуждения с человеком 13−16 лет:

  1. Протест. Против чего выступали авангардисты и почему? Протест — это хорошо или плохо? Можно ли создать что-то новое, не вступая в конфликт со старым? В каком случае протест вызывает уважение, а в каком нет?
  2. Хорошие учителя и не очень. Что подросток думает о высказывании Юдина о Малевиче-учителе? Встречались ли ему/ей такие учителя? Можно ли так сказать про большинство учителей и почему? Каких людей люди сами себе выбирают в учителя, и чем может быть обоснован выбор?
  3. Роль творчества в жизни. Если депрессия, кризис и на душе очень плохо, творчество поможет? Или это, наоборот, — бегство от реальности? Если кажется, что ты мало что можешь изменить вокруг себя, уходить во внутренний мир (рисование, музыку и проч.) — это достойная стратегия или не очень?
  4. Картины, на которых ничего непонятно, — это профанация или другое видение? Любые ли цветные пятна можно считать картиной? Почему?

Помните, что никаких правильных ответов здесь не существует. И эти вопросы — только отправная точка для ваших совместных размышлений. Удачи и хорошо провести время на выставке!

Рубрика «На выставку с подростком»

Автор: Анастасия Белолуцкая, заведующая
лабораторией оценки профессиональных компетенций
и развития взрослых НИИ УГО МГПУ.


Персоны



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы