Top.Mail.Ru

Наука в помощь правозащитникам

Вызовы, связанные со стремительной трансформацией педагогической профессии, потребовали от Общероссийского Профсоюза образования поиска новых, в том числе научных, подходов для решения проблем в сфере образования и социально-трудовых отношений. Важным шагом в этом направлении стало заключение в 2022 году соглашения о сотрудничестве между профсоюзом и Российской академией образования, в рамках которого создана лаборатория изучения проблем непрерывного развития педагогических кадров. Стартовое исследование совместной лаборатории касается глубокой аналитической оценки дополнительного профессионального педагогического образования. Об этом «Учительской газете» рассказали эксперты проекта, в числе которых — эксперт МГПУ Александр Савенков.

Первое заседание лаборатории в этом году открыла председатель профсоюза Галина Меркулова. Галина Ивановна отметила, что ее работа позволит профсоюзу получить научно обоснованные данные и быть более убедительным, отстаивая интересы педагогов на всех уровнях социального партнерства.

— Мы как профсоюз ищем новые пути для того, чтобы быть более доказательными, когда ведем переговоры с властью. Аналитические выводы созданной лаборатории также послужат этой цели, — подчеркнула она.

Научным руководителем совместной лаборатории стал доктор педагогических и психологических наук, член-корреспондент РАО, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Савенков.

— Я много лет занимаюсь подготовкой учителей, в том числе вопросами повышения квалификации и переподготовки. Поэтому тема исследований, проводимых совместно с профсоюзом, мне понятна и близка. Мы постоянно контактируем на конкурсе «Учитель года», на самых разных площадках и теперь взаимодействуем в новом формате, — отметил Александр Ильич.

Век живи — век учись

Участники встречи неоднократно подчеркивали, что термин «дополнительное профессиональное образование» устарел, сейчас учитель должен учиться всю жизнь, чтобы быть востребованным в профессии. Если 15−20 лет назад знаний, полученных в педагогическом вузе, хватало на годы вперед, а учителя «подзаряжались» на курсах повышения квалификации раз в пять лет, то теперь повышение квалификации законодательно закреплено раз в три года, но и этот интервал слишком велик, поэтому востребована концепция непрерывного образования.

Сегодня парадигма «обучение через всю жизнь» активно поддерживается в мировом образовательном сообществе. Сотрудники лаборатории привели такие данные: каждые три года современному педагогу около 25% компетенций надо обновлять. Стало быть, через 12 лет знания, полученные в вузе, в основном теряют свою актуальность, и в таком случае дополнительное профессиональное образование становится обязательным условием профпригодности.

Линия защиты

Заведующий лабораторией, научный руководитель Учебного центра профсоюза кандидат педагогических наук Раис Загидуллин рассказал о глобальных целях и ближайших задачах лаборатории.

— Повод «пойти в науку» профсоюзу предложила сама жизнь, когда стало понятно, что профессия педагога серьезно трансформируется: появляются новые функции, должности, специальности, профессиональные компетенции, меняются режим, структура, содержание деятельности у той или иной категории педагогических работников.

Смена моделей профессиональной деятельности ускорилась. Вспомним хотя бы электронное обучение во время пандемии, когда все учительское сообщество вынуждено было перейти на работу в дистанционном формате. Вслед за моделью профессиональной деятельности изменились и социально-трудовые отношения.

От социокультурных условий никуда не денешься, поэтому мы решили более глубоко заняться изучением специфики изменений педагогической деятельности и обратились к РАО с идеей организовать совместные исследования. Если мы будем понимать, как меняются профессия и социально-трудовые отношения, то заблаговременно сможем выстроить свою линию защиты и поддержки педагогов — членов профсоюза. Это ключевая идея, — пояснил Раис Рамазанович.

В три этапа

Проводимое лабораторией исследование касается качества дополнительных профессиональных программ и форматов их реализации. Напомним, что Общероссийский Профсоюз образования обращается к этой теме не впервые. В 2018 году профсоюз вместе с Министерством образования и науки РФ провел форум в Калининграде, посвященный дополнительному профессиональному педагогическому образованию. В ходе подготовки к нему было проведено масштабное исследование региональных институтов повышения квалификации работников образования, которое выявило проблемы, связанные с содержанием и продолжительностью программ ДПО.

Оказалось, что около трети программ повышения квалификации длятся менее 36 часов. О каком реальном повышении квалификации может идти речь при такой продолжительности?

К тому же на пространстве дополнительного педагогического образования появились новые игроки: не только государственные вузы, но и различные коммерческие компании. Многие из них предлагали учителю за небольшие суммы в дистанционном формате получить удостоверение о повышении квалификации без гарантии качества и содержательной привязки к реальным потребностям образования.

В конце марта этого года РАО проведет Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». В рамках форума за совместной лабораторией закреплено проведение секции «Дополнительное профессиональное образование». Исследование, которое сейчас проводится, должно определить, насколько эта сфера соответствует современным запросам педагога на непрерывное профессиональное развитие.

Всего намечено три этапа исследований, они завершатся к сентябрю — октябрю 2023 года. По итогам первого этапа сотрудники лаборатории уже проводят анализ данных, полученных от 78 организаций высшего образования. Это педагогические вузы, подведомственные Минпросвещения России и Мнобрнауки, классические университеты, в структуре которых есть факультеты или подразделения, предлагающие программы дополнительного профессионального образования учителям, а также научно-методические центры сопровождения, действующие на базе вузов.

На втором этапе планируется изучение региональных систем дополнительного профессионального педагогического образования — это институты развития образования и институты повышения квалификации. Будут проанализированы их структура, содержание, объемы образовательных программ.

А третий этап предполагает непосредственное обращение к педагогам. Исследователи изучат их чаяния и запросы к системе дополнительного профессионального образования, удовлетворенность результатом обучения. Один из вопросов, на который хотят получить ответ сотрудники лаборатории: почему некоторые педагоги не ограничиваются бесплатными программами и сами готовы платить за курсы повышения квалификации, ориентируясь на множество коммерческих предложений.

Читать материал в источнике

Фото: climatereality, Unsplash


Персоны



Стартовал прием заявок на московский конкурс «Бюджет для граждан»


18 апреля 2024 г.


Примите участие в конкурс по разработке проектов по интересному и понятному представлению проекта бюджета публично-правового образования в формате, обеспечивающем открытость и доступность информации для граждан

В УрГПУ прошла конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании»


18 апреля 2024 г.


Методист ИСМиТО Светлана Александрова выступила в секции «Формирование национальных духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи»