Top.Mail.Ru

Нужно ли вводить в школах оценки за поведение?

1 сентября 2025 года Минпросвещения планирует ввести в ряде регионов пилотный проект — оценку за поведение в школах. В качестве вариантов рассматриваются классическая пятибалльная шкала и письменные комментарии учителя. Для младшей школы могут ввести поощрения в виде наклеек. Подобная практика существовала еще в советских школах, но к началу 90-х от нее отказались.

Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент МГПУ, руководитель департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности Лариса Овчаренко рассказала информационному агентству ТАСС, что оценка за поведение — это внешняя опора, которая поможет ребенку для определения внутренней системы ценностей.

«Дети в разном возрасте, с точки зрения созревания лобных долей головного мозга, могут по-разному прогнозировать перспективу своего поведения, его результаты и последствия. В этой связи необходимость оценки поведения очень структурирует: „Я понимаю, что хорошо делаю, а что плохо“. Это может создать хорошую линейку ценностей, если не будет перегибов», — пояснила психолог.

Эксперт также обратила внимание на проблему буллинга в школах (от английского bullying — травля). По мнению психолога, это не просто плохое поведение: агрессор хочет унижать другого, показать свою силу и заработать авторитет.

«Как правило, буллер опирается либо на молчаливое согласие всех наблюдателей — и детей, и взрослых, либо на нежелание с ним связываться. Поэтому буллинг в школе — это социальная болезнь всей школы: и того класса, где это происходит, и тех взрослых, которые там работают. И если оценка будет понимаемым и значимым критерием, возможно, она и станет некоторым мерилом», — отметила Лариса Овчаренко.

По словам психолога, подростки решают для себя очень важную задачу самореализации в социальной группе, поэтому им надо заработать «место под солнцем» среди сверстников любым способом. Сейчас дети ориентированы на получение удовольствий и впечатлений. И в некоторых случаях эти эмоции: я сильный, я крутой, я смелый, я смог что-то сделать, — к сожалению, превращаются в адреналиновые зависимости. А желание получить такую эмоцию берет верх над уровнем морали у тех, кто выбирает путь травли. К тому же подросткам надо отделяться — сепарироваться от родителей, и они выбирают такой путь, чтобы доказать свою взрослость, когда реальной возможности быть взрослым еще нет.

О том, что побудило вернуться к оценкам за поведение и что нужно учесть в современных условиях, читайте в ТАСС.

Источник: ТАСС

Фото: МГПУ


Персоны



Методика столичного педагога для детей с ОВЗ признана лучшей в стране


08 декабря 2025 г.


Педагог-психолог школы №1357, выпускница МГПУ Татьяна Кильдюшкина стала лауреатом I степени федерального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования»

Выпускница МГПУ стала лауреатом Премии города Москвы в области образования


08 декабря 2025 г.


Елена Титова, выпускница магистерской программы МГПУ «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности», получила знак отличия и грамоту за значительный вклад в развитие инклюзивного образования

Главные новости