Об институте

Институт педагогики и психологии образования


Директор института — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Савенков Александр Ильич

Институт педагогики и психологии образования — структурное подразделение ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». В состав института педагогики и психологии образования входят четыре департамента:

  • департамент педагогики (руководитель департамента — кандидат педагогических наук, доцент Э.К. Никитина);
  • департамент психологии (руководитель департамента — кандидат психологических наук, доцент В.М. Поставнев)
  • департамент методики обучения (руководитель департамента — доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Десяева);
  • департамент обеспечения образовательного процесса (руководитель департамента — кандидат педагогических наук Е.Г. Бегунова);

Департаменты педагогики, психологии и методики обучения выполняют роль научно-исследовательских и учебно-методических полидисциплинарных кластеров, обеспечивающих работу института.

Департамент обеспечения образовательного процесса призван решать организационно-методические вопросы по работе с обучающимися и профессорско-преподавательским составом института, тьюторское и цифровое сопровождение реализации образовательных программ.

Гордость института — кадровый состав профессоров и преподавателей. Многие из них широко известны в нашей стране и за рубежом как авторы оригинальных научных разработок, инновационных образовательных практик.

Таким примером можно считать научную школу исследования одаренности и исследовательского поведения детей, возглавляемую директором института, членом-корреспондентом РАО А.И. Савенковым. Идеи научных школ профессоров департамента психологии С.Ю. Степанова (педагогика и психология сотворчества) и В.А. Ясвина (психология образовательной среды) не только широко известны среди специалистов, но и служат основой деятельности многочисленных образовательных организаций.

В департаменте педагогики долгие годы плодотворно трудится крупнейший отечественный исследователь истории педагогики и образования — член-корреспондент РАО М.В. Богуславский. Большой вклад в разработку научно-обоснованных способов управления образовательными процессами вносят работы профессоров В.В. Афанасьева и С.Г. Воровщикова. Признанным экспертом в вопросах воспитания школьников является профессор М.В. Воропаев. Актуальные исследования по проблемам дополнительного образования и детских субкультур ведет Б.В. Куприянов.

Департамент методики обучения представлен деятельностью филологических научных школы. Школа профессора Н.Д. Десяевой исследует проблемы развития речи детей младшего возраста и профессиональной коммуникации будущих педагогов.

Ученики и последователи научной школы профессора департамента методики обучения Н.Н. Светловской (формирование личности ребенка средствами творческого чтения) трудятся во множестве педагогических вузов России. Их деятельность обеспечивает распространение и развитие технологий творческих читательских практик.

Профессора и доценты института привлекаются в качестве экспертов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания РФ, Министерство образования и науки РФ, участвуют в разработке и обсуждении новых законов и образовательных стандартов.

К проведению лекций, практических занятий в Институте привлекаются профессора из ведущих иностранных и типовых российских вузов. Так в 2021 году на программах магистратуры работают профессора из Чехии (Карлов Университет), Канады (Университет Торонто), Белоруссии (БГУ). К реализации программ бакалавриата привлечены профессор ВШЭ И.Н. Семенов и профессор МГИМО В.А. Ясвин.

В департаментах Института открыта аспирантура по направлениям (специальностям):

  • «Общая педагогика, история педагогики и образования»
  • «Педагогическая психология»
  • «Теория и методика обучения и воспитания».

На базе института действует диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Профессорско-преподавательский состав института на протяжении последних лет выполняет значимые исследования по заказам Министерства образования и науки России, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Департамента образования г. Москвы. Область исследований охватывает весь спектр педагогических проблем и задач современной практической психологии.

Институт педагогики и психологии образования осуществляет профессиональную подготовку бакалавров и магистров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

Обучение в бакалавриате с 2021 года набора строится по модели построения обучающимся своей индивидуальной образовательной траектории, что позволяет студентам очной формы обучения сделать осознанный выбор двух профилей из предложенных в направлении «Педагогическое образование»:

  • Дошкольное образование, иностранный язык
  • Дошкольное образование, информатика
  • Дошкольное образование, русский язык
  • Дошкольное образование, проектирование образовательных программ
  • Дошкольное образование, начальное образование
  • Начальное образование, иностранный язык
  • Начальное образование, информатика
  • Начальное образования, русский язык
  • Начальное образование, проектирование образовательных программ
  • Проектирование образовательных программ, иностранный язык
  • Проектирование образовательных программ, русский язык
  • Проектирование образовательных программ, информатика

На очно-заочной и заочной формах обучения студенты выбирают следующие программы:

В направлении «Педагогическое образование»

  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Проектирование образовательных программ

В направлении «Психолого-педагогическое образование»

  • Дошкольная психология и педагогика
  • Психология образования
  • Начальное образование

В магистратуре по направлению «Педагогическое образование» в 2021 году к набору открыты магистерские программы:

  • «Менеджмент в образовании»;
  • «Дошкольное образование»;
  • «Детская журналистика»;
  • «Инжиниринг в дошкольном и начальном образовании»
  • «Педагогическое сопровождение межкультурной коммуникации (английский язык)»;
  • «Русский язык в поликультурной школе»;
  • «Кадетское образование»;
  • «Интеллектуальные игры»

По направлению «Психолого-педагогическое образование»:

  • «Педагогическая психология»;
  • «Детская психология»
  • «Начальное образование»;
  • «Раннее детство»;
  • «Педагогика и психология образования»

Обучение ведется по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам с применением дистанционных технологий. Возможно обучение по индивидуальным планам-графикам.

Учебный процесс в институте на всех уровнях подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) организован по модульной технологии, в соответствии с современными и передовыми достижениями высшей школы.

Выбор профиля осуществляется обучающимися после зачисления: в бакалавриате — после второго курса, в магистратуре — после первого семестра.

Особенностью учебного процесса является использование разных видов практики: учебной, психолого-педагогической, проектной (технологической), педагогической, культурно-просветительной, летней практики в детских центрах, в том числе мирового и всероссийского уровня («Смена»; «Артек» и др.), научно-педагогической и научно-исследовательской. Значительная часть учебной нагрузки отведена на курсы по выбору. Студенты в процессе обучения имеют возможность познакомиться с работой не только общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений, но и центров детского творчества, психологических консультационных центров, детских клубов и др.

Институт готовит педагогов и практических психологов для начальной школы и системы дошкольного образования города Москвы более двадцати лет. Более 90% наших выпускников работают в образовательных организациях основного и дополнительного образования города Москвы и Московской области: учителями начальных классов, заместителями директоров и директорами центров образования города Москвы, заведующими и методистами в детских образовательных учреждениях, преподавателями в педагогических колледжах и университетах, в органах управления образованием, педагогами и психологами в детских образовательных учреждениях дополнительного образования, в консультативных и методических центрах.

Институт разработал стратегию профориентационной и просветительской работы, которая проводится под девизом «Институт педагогики и психологии образования с заботой о будущем детей и молодежи города!»:

  • На уровне «ИППО — дошкольникам» ежегодно проводятся фестивали: «Математика для малышей», «Филология для малышей», Фитнес фестиваль, «Первый бал», Международный фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир», а также ставшие широко известными конкурсы: «Я — исследователь» и «Юный интеллектуал».
  • На уровне «ИППО — школьникам» традиционно проводятся «Университетские субботы в ИППО»; Московский конкурс исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания», который дает возможность обучающимся школ и учащимся колледжей представить и защитить собственные исследования в рамках секций: «История и педагогика», «Здоровьесберегающие технологии и медицина», «Общая и социальная психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Филологические дисциплины», «Методика преподавания филологических дисциплин», «Математика, информатика и методика их преподавания», «Естественнонаучные дисциплины (физика и химия)», «Естественнонаучные дисциплины (биология и экология)», «Искусство и культура». С 2017 года институт проводит предметную Олимпиада по детской и юношеской литературе, которая посвящена основным произведениям, включенным в круг детского чтения (как написанных непосредственно для детей, так и рекомендованных, и адаптированных для них).

Интересной возможностью для студентов Института является сочетание обучения по программам основного и дополнительного образования. В 2021 году студенты бакалавриата и магистратуры могут обучаться на программах Менеджмент в образовании, Начальное образование в системе основного образования, Педагог для работы с детьми раннего возраста, Lego-конструирование и др.

Институт активно участвует в развитии международных связей с зарубежными университетами и образовательными организациями. Более подробная информация о программах академической мобильности и приоритетных международных проектах, реализуемых в Московском городском, доступна на странице управления международного сотрудничества.

Выпускники

Бегунова Елена Григорьевна

Начальник департамента обеспечения образовательного процесса института педагогики и психологии образования

Блинова Наталья Владимировна

Специалист Музея истории МГПУ

Богданова Антонина Владимировна

Доцент департамента методики обучения, руководитель сектора гуманитарных наук и межкультурной коммуникации

Борисова Марина Михайловна

Заместитель директора по воспитательной работе института педагогики и психологии образования

Ващилин Анатолий Сергеевич

Директор школы ГБОУ СОШ 1194

Является председателем межрайонного совета директоров школ

Глозман Александр Евгеньевич

Директор ГБОУ Школа №293 имени А.Т.Твардовского

Львова Анна Сергеевна

Заместитель директора по учебной работе института педагогики и психологии образования

Никитина Татьяна Алексеевна

Начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО МЦКО

Сапилова Наталья Александровна

С октября 2015 года по настоящее время исполняет обязанности директора колледжа Измайлово института среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: