Об институте

Институт педагогики и психологии образования


Директор института — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Савенков Александр Ильич

Институт педагогики и психологии образования — структурное подразделение ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». В состав института педагогики и психологии образования входят четыре департамента и три кафедры:

  • департамент педагогики (руководитель департамента — кандидат педагогических наук, доцент Э.К. Никитина);
  • департамент психологии (руководитель департамента — кандидат психологических наук, доцент В.М. Поставнев)
  • департамент методики обучения (руководитель департамента — доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Десяева);
  • департамент обеспечения образовательного процесса (руководитель департамента — кандидат педагогических наук Е.Г. Бегунова);
  • кафедра теории и практики организации образовательной среды (заведующий кафедрой — доктор педагогических наук, профессор С.Г. Воровщиков);
  • кафедра экспериментальной педагогики и практической психологии (заведующий кафедрой — кандидат педагогических наук, доцент Ж.В. Афанасьева).
  • кафедра подготовки к военной и гражданской службе (заведующий кафедрой — доктор педагогически наук, профессор Е.И. Сухова).

Департаменты педагогики, психологии и методики обучения выполняют роль научно-исследовательских и учебно-методических полидисциплинарных кластеров, обеспечивающих работу института.

Департамент обеспечения образовательного процесса призван решать организационно-методические вопросы по работе с обучающимися и профессорско-преподавательским составом института, тьюторское и цифровое сопровождение реализации образовательных программ.

Кафедры являются практико-ориенированными инновационными научными центрами института. Профессорско-преподавательский состав кафедр объединяет преподавателей университета и представителей работодателя.

Так, кафедра теории и практики организации образовательной среды обеспечивает образовательный процесс совместно с МДЦ «Артек». Магистранты кафедры обучаются с использованием дистанционных технологий на программах «Педагогическая психология», «Менеджмент в образовании» и проходят стажировку в МДЦ «Артек».

Кафедра экспериментальной педагогики и практической психологии взаимодействует с Университетской школой и объединяет профессорско-преподавательский и школьный педагогический состав МГПУ. Силами кафедры организовано изучение студентами в школьной среде курсов по проблемам проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Кафедра подготовки к военной и гражданской службе является не только центром, обеспечивающим подготовку магистрантов по программе «Кадетское образование», но и полигоном для совершенствования технологий патриотического воспитания.

Гордость института — кадровый состав профессоров и преподавателей. Многие из них широко известны в нашей стране и за рубежом как авторы оригинальных научных разработок, инновационных образовательных практик.

Таким примером можно считать научную школу исследования одаренности и исследовательского поведения детей, возглавляемую директором института, членом-корреспондентом РАО А.И. Савенковым. Идеи научных школ профессоров департамента психологии С.Ю. Степанова (педагогика и психология сотворчества) и В.А. Ясвина (психология образовательной среды) не только широко известны среди специалистов, но и служат основой деятельности многочисленных образовательных организаций.

В департаменте педагогики долгие годы плодотворно трудится крупнейший отечественный исследователь истории педагогики и образования — член-корреспондент РАО М.В. Богуславский. Академик РАО, Ш. А. Амонашвили (профессор департамента педагогики) стоял у истоков современного российского образования. Центры его «гуманной педагогики» распространены по всему миру. Широко известна в нашей стране научная школа профессора С.А.Козловой (социальное развитие детей раннего и дошкольного возраста), представленная в институте большим разновозрастным коллективом. Большой вклад в разработку научно-обоснованных способов управления образовательными процессами вносят работы профессоров В.В. Афанасьева и В.Г. Воровщикова. Признанным экспертом в вопросах воспитания школьников является профессор М.В. Воропаев. Актуальные исследования по проблемам дополнительного образования и детских субкультур ведет Б.В. Куприянов.

Ученики и последователи научной школы профессора департамента методики обучения Н.Н. Светловской (формирование личности ребенка средствами творческого чтения) трудятся во множестве педагогических вузов России. Их деятельность обеспечивает распространение и развитие технологий творческих читательских практик.

Профессора и доценты института привлекаются в качестве экспертов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания РФ, Министерство образования и науки РФ, участвуют в разработке и обсуждении новых законов и образовательных стандартов.

В департаментах Института открыта аспирантура по направлениям (специальностям):

  • «Общая педагогика, история педагогики и образования»
  • «Педагогическая психология»
  • «Теория и методика обучения и воспитания».

На базе института действует диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Профессорско-преподавательский состав института на протяжении последних лет выполняет значимые исследования по заказам Министерства образования и науки России, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Департамента образования г. Москвы. Область исследований охватывает весь спектр педагогических проблем и задач современной практической психологии.

Институт педагогики и психологии образования осуществляет профессиональную подготовку бакалавров и магистров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

Подготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование» осуществляется по профилям: «Начальное образование. Иностранный язык», «Дошкольное образование. Иностранный язык», «Начальное образование. Информатика», «Начальное образование. Русский язык», «Проектирование образовательных программ», «Дошкольное образование», «Начальное образование».

Подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» осуществляется по профилю «Психология образования».

По направлению «Педагогическое образование» открыты магистерские программы:

  • «Менеджмент в образовании»;
  • «Менеджмент в дошкольном образовании»;
  • «Дошкольная педагогика»;
  • «Детская журналистика»;
  • «Педагогическое сопровождение межкультурной коммуникации (английский язык)»;
  • «Русский язык в поликультурной школе»;
  • «Кадетское образование»;
  • «Интеллектуальные игры».

По направлению «Психолого-педагогическое образование» открыты магистерские программы:

  • «Педагогическая психология»;
  • «Начальное образование»;
  • «Психология одаренности и творчества»;
  • «Раннее детство»;
  • «Педагогика и психология образования»;
  • «Педагогика и психология высшей школы».

Обучение ведется по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам с применением дистанционных технологий. Возможно обучение по индивидуальным планам-графикам.

Учебный процесс в институте на всех уровнях подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) организован по модульной технологии, в соответствии с современными и передовыми достижениями высшей школы.

Выбор профиля осуществляется обучающимися после зачисления на направление обучения: в бакалавриате — после первого курса, в магистратуре — после первого семестра.

Особенностью учебного процесса является использование разных видов практики: учебной, психолого-педагогической, педагогической, культурно-просветительной, летней практики в детских центрах, в том числе мирового и всероссийского уровня («Смена»; «Артек» и др.), научно-педагогической и научно-исследовательской. Значительная часть учебной нагрузки отведена на курсы по выбору. Студенты в процессе обучения имеют возможность познакомиться с работой не только общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений, но и центров детского творчества, психологических консультационных центров, детских клубов и др.

Институт готовит педагогов и практических психологов для начальной школы и системы дошкольного образования города Москвы более двадцати лет. Более 90% наших выпускников работают в образовательных организациях основного и дополнительного образования города Москвы и Московской области: учителями начальных классов, заместителями директоров и директорами центров образования города Москвы, заведующими и методистами в детских образовательных учреждениях, преподавателями в педагогических колледжах и университетах, в органах управления образованием, педагогами и психологами в детских образовательных учреждениях дополнительного образования, в консультативных и методических центрах.

Институт разработал стратегию профориентационной и просветительской работы, которая проводится под девизом «Институт педагогики и психологии образования с заботой о будущем детей и молодежи города!» и реализуется на трех основных уровнях:

  • На уровне «ИППО — дошкольникам Университетского округа» ежегодно проводятся фестивали: «Математика для малышей», «Филология для малышей», Фитнес фестиваль, «Первый бал», Международный фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир», а также ставшие широко известными конкурсы: «Я — исследователь» и «Юный интеллектуал».
  • На уровне «ИППО — школьникам Университетского округа» традиционно проводятся «Университетские субботы в ИППО»; Московский конкурс исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания», который дает возможность обучающимся школ и учащимся колледжей представить и защитить собственные исследования в рамках секций: «История и педагогика», «Здоровьесберегающие технологии и медицина», «Общая и социальная психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Филологические дисциплины», «Методика преподавания филологических дисциплин», «Математика, информатика и методика их преподавания», «Естественнонаучные дисциплины (физика и химия)», «Естественнонаучные дисциплины (биология и экология)», «Искусство и культура». С 2017 года институт проводит две предметные олимпиады: Дистанционная олимпиада по психологии (предметные области возрастной, социальной, гендерной психологии, психологии общения, конфликтологии и тайм менеджмента), Олимпиада по детской и юношеской литературе, которая посвящена основным произведениям, включенным в круг детского чтения (как написанных непосредственно для детей, так и рекомендованных и адаптированных для них). Победа либо призовое место в конкурсе «Искусство познания» и олимпиадах приносит абитуриенту МГПУ дополнительные 10 баллов к результатам ЕГЭ, которые действуют в течение четырех лет.
  • На уровне «ИППО — педагогам Университетского округа» с 2016 года проводится Международный конкурс авторских методических разработок в области дошкольной педагогики «Искусство воспитания».

Выпускники

Бегунова Елена Григорьевна

Начальник департамента обеспечения образовательного процесса института педагогики и психологии образования

Блинова Наталья Владимировна

Специалист Музея истории МГПУ

Богданова Антонина Владимировна

Доцент департамента методики обучения, руководитель сектора гуманитарных наук и межкультурной коммуникации

Борисова Марина Михайловна

Заместитель директора по воспитательной работе института педагогики и психологии образования

Ващилин Анатолий Сергеевич

Директор школы ГБОУ СОШ 1194

Является председателем межрайонного совета директоров школ

Глозман Александр Евгеньевич

Директор ГБОУ Школа №293 имени А.Т.Твардовского

Львова Анна Сергеевна

Заместитель директора по учебной работе института педагогики и психологии образования

Никитина Татьяна Алексеевна

Начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО МЦКО

Сапилова Наталья Александровна

С октября 2015 года по настоящее время исполняет обязанности директора колледжа Измайлово института среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ