Об институте

Институт педагогики и психологии образования


Директор института — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Савенков Александр Ильич

Институт педагогики и психологии образования — структурное подразделение ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». В состав института педагогики и психологии образования входят четыре департамента:

  • департамент педагогики (руководитель департамента — кандидат педагогических наук, доцент Э.К. Никитина);
  • департамент психологии (руководитель департамента — кандидат психологических наук, доцент В.М. Поставнев)
  • департамент методики обучения (руководитель департамента — доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Десяева);
  • департамент обеспечения образовательного процесса (руководитель департамента — кандидат педагогических наук Е.Г. Бегунова);

Департаменты педагогики, психологии и методики обучения выполняют роль научно-исследовательских и учебно-методических полидисциплинарных кластеров, обеспечивающих работу института.

Департамент обеспечения образовательного процесса призван решать организационно-методические вопросы по работе с обучающимися и профессорско-преподавательским составом института, тьюторское и цифровое сопровождение реализации образовательных программ.

Гордость института — кадровый состав профессоров и преподавателей. Многие из них широко известны в нашей стране и за рубежом как авторы оригинальных научных разработок, инновационных образовательных практик.

Таким примером можно считать научную школу исследования одаренности и исследовательского поведения детей, возглавляемую директором института, членом-корреспондентом РАО А.И. Савенковым. Идеи научных школ профессоров департамента психологии С.Ю. Степанова (педагогика и психология сотворчества) и И.Н. Семенова (общепсихологическая научная школа рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии творчества и психолого-педагогическая научная школа развития человеческого капитал в образовании) не только широко известны среди специалистов, но и служат основой деятельности многочисленных образовательных организаций.

В департаменте педагогики долгие годы плодотворно трудится крупнейший отечественный исследователь истории педагогики и образования — член-корреспондент РАО М.В. Богуславский. Большой вклад в разработку научно-обоснованных способов управления образовательными процессами вносят работы профессоров В.В. Афанасьева и С.Г. Воровщикова. Признанным экспертом в вопросах воспитания школьников является профессор М.В. Воропаев. Теория и практика высшей школы нашла свое отражение в научных трудах В.А. Ситарова, ставших теоретико-методологической базой многих современных исследований. Е.И. Артамонова изучает вопросы профессионально-личностного становления педагога, ведет большую общественно-педагогическую деятельность, являясь главным редактором журнала «Педагогическое образование и наука», членом редколлегии научно-педагогических журналов.

Б.В. Куприянов исследует проблемы детства, руководит сетевым дистанционным межвузовским семинаром «Антропология детства и образования», целью которого является развитие гуманистических идей в сфере антропологических исследований детства и образования, содействие формированию межрегиональных научных коллективов, создание условий для объединения междисциплинарного сообщества исследователей детства и образования.

А.Ш. Шахманова изучает проблемы позитивной социализации личности ребенка-дошкольника, развития и образования детей раннего возраста, руководит научной школой «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» им. С. А. Козловой, в рамках которой ежегодно проводятся крупные международные мероприятия, такие как: Международный круглый стол «Актуальные проблемы социализации дошкольников и подготовки кадров для системы дошкольного образования» и Международный семинар «Актуальные проблемы дошкольного образования», объединившие педагогов педагогических вузов из Республики Беларусь, Республики Казахстан, педагогических вузов двадцати трех регионов Российской Федерации.

Департамент методики обучения представлен деятельностью филологических научных школы. Школа профессора Н.Д. Десяевой исследует проблемы развития речи детей младшего возраста и профессиональной коммуникации будущих педагогов.

Ученики и последователи научной школы профессора Н.Н. Светловской (формирование личности ребенка средствами творческого чтения) трудятся во множестве педагогических вузов России. Их деятельность обеспечивает распространение и развитие технологий творческих читательских практик.

Профессора и доценты института привлекаются в качестве экспертов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания РФ, Министерство образования и науки РФ, участвуют в разработке и обсуждении новых законов и образовательных стандартов.

К проведению лекций, практических занятий в Институте привлекаются профессора из ведущих иностранных и типовых российских вузов. Так в 2021 году на программах магистратуры работают профессора из Чехии (Карлов Университет), Канады (Университет Торонто), Белоруссии (БГУ). К реализации программ бакалавриата и магистратуры привлечены доцент ВШЭ А.М. Двойнин и профессор МГИМО В.А. Ясвин.

В департаментах Института открыта аспирантура по направлениям (специальностям):

  • «Общая педагогика, история педагогики и образования»
  • «Педагогическая психология»
  • «Теория и методика обучения и воспитания».

На базе института действует диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Профессорско-преподавательский состав института на протяжении последних лет выполняет значимые исследования по заказам Министерства образования и науки России, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Департамента образования г. Москвы. Область исследований охватывает весь спектр педагогических проблем и задач современной практической психологии.

Институт педагогики и психологии образования осуществляет профессиональную подготовку бакалавров и магистров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

Обучение в бакалавриате с 2021 года набора строится по модели построения обучающимся своей индивидуальной образовательной траектории, что позволяет студентам очной формы обучения сделать осознанный выбор двух профилей из предложенных в направлении «Педагогическое образование»:

  • Дошкольное образование, иностранный язык
  • Дошкольное образование, информатика
  • Дошкольное образование, русский язык
  • Дошкольное образование, проектирование образовательных программ
  • Дошкольное образование, начальное образование
  • Начальное образование, иностранный язык
  • Начальное образования, русский язык
  • Начальное образование, проектирование образовательных программ
  • Проектирование образовательных программ, иностранный язык
  • Проектирование образовательных программ, русский язык
  • Проектирование образовательных программ, информатика

На очно-заочной и заочной формах обучения студенты выбирают следующие программы:

В направлении «Педагогическое образование»

  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Проектирование образовательных программ

В направлении «Психолого-педагогическое образование»

  • Дошкольная психология и педагогика
  • Психология образования
  • Начальное образование

В магистратуре по направлению «Педагогическое образование» в 2021 году к набору открыты магистерские программы:

  • «Менеджмент в образовании»;
  • «Дошкольное образование»;
  • «Детская журналистика»;
  • «Инжиниринг в дошкольном и начальном образовании»
  • «Педагогическое сопровождение межкультурной коммуникации (английский язык)»;
  • «Русский язык в поликультурной школе»;
  • «Кадетское образование»;
  • «Интеллектуальные игры»

По направлению «Психолого-педагогическое образование»:

  • «Педагогическая психология»;
  • «Детская психология»
  • «Начальное образование»;
  • «Раннее детство»;
  • «Педагогика и психология образования»

Обучение ведется по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам с применением дистанционных технологий. Возможно обучение по индивидуальным планам-графикам.

Учебный процесс в институте на всех уровнях подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) организован по модульной технологии, в соответствии с современными и передовыми достижениями высшей школы.

Выбор профиля осуществляется обучающимися после зачисления: в бакалавриате — после второго курса, в магистратуре — после первого семестра.

Особенностью учебного процесса является использование разных видов практики: учебной, психолого-педагогической, проектной (технологической), педагогической, культурно-просветительной, летней практики в детских центрах, в том числе мирового и всероссийского уровня («Смена»; «Артек» и др.), научно-педагогической и научно-исследовательской. Значительная часть учебной нагрузки отведена на курсы по выбору. Студенты в процессе обучения имеют возможность познакомиться с работой не только общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений, но и центров детского творчества, психологических консультационных центров, детских клубов и др.

Институт готовит педагогов и практических психологов для начальной школы и системы дошкольного образования города Москвы более двадцати лет. Более 90% наших выпускников работают в образовательных организациях основного и дополнительного образования города Москвы и Московской области: учителями начальных классов, заместителями директоров и директорами центров образования города Москвы, заведующими и методистами в детских образовательных учреждениях, преподавателями в педагогических колледжах и университетах, в органах управления образованием, педагогами и психологами в детских образовательных учреждениях дополнительного образования, в консультативных и методических центрах.

Институт разработал стратегию профориентационной и просветительской работы, которая проводится под девизом «Институт педагогики и психологии образования с заботой о будущем детей и молодежи города!»:

  • На уровне «ИППО — дошкольникам» ежегодно проводятся фестивали: «Математика для малышей», «Филология для малышей», Фитнес фестиваль, «Первый бал», Международный фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир», а также ставшие широко известными конкурсы: «Я — исследователь» и «Юный интеллектуал».
  • На уровне «ИППО — школьникам» традиционно проводятся «Университетские субботы в ИППО»; Московский конкурс исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания», который дает возможность обучающимся школ и учащимся колледжей представить и защитить собственные исследования в рамках секций: «История и педагогика», «Здоровьесберегающие технологии и медицина», «Общая и социальная психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Филологические дисциплины», «Методика преподавания филологических дисциплин», «Математика, информатика и методика их преподавания», «Естественнонаучные дисциплины (физика и химия)», «Естественнонаучные дисциплины (биология и экология)», «Искусство и культура». С 2017 года институт проводит предметнуюОлимпиада по детской и юношеской литературе, которая посвящена основным произведениям, включенным в круг детского чтения (как написанных непосредственно для детей, так и рекомендованных, и адаптированных для них).

Интересной возможностью для студентов Института является сочетание обучения по программам основного и дополнительного образования. В 2021 году студенты бакалавриата и магистратуры могут обучаться на программах Менеджмент в образовании, Начальное образование в системе основного образования, Педагог для работы с детьми раннего возраста, Lego-конструирование и др.

Институт активно участвует в развитии международных связей с зарубежными университетами и образовательными организациями.

Наши студенты участвуют в программах академической мобильности таких образовательных учреждений как:

  1. Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Казахстан)
  2. Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна (Армения)
  3. Евразийский национальный университет им. А.Н. Гумилева (Казахстан)
  4. Российско-Армянский университет (Армения)
  5. Тяньцзинский педагогический университет (Китай)
  6. Харбинский педагогический университет (Китай)
  7. Университет Ататюрка (Турция)

Более подробная информация о программах академической мобильности и приоритетных международных проектах, реализуемых в Московском городском, доступна на странице управления международного сотрудничества.

Выпускники

Бегунова Елена Григорьевна

Начальник департамента обеспечения образовательного процесса института педагогики и психологии образования

Блинова Наталья Владимировна

Специалист Музея истории МГПУ

Богданова Антонина Владимировна

Доцент департамента методики обучения, руководитель сектора гуманитарных наук и межкультурной коммуникации

Борисова Марина Михайловна

Заместитель директора по воспитательной работе института педагогики и психологии образования

Ващилин Анатолий Сергеевич

Директор школы ГБОУ СОШ 1194

Является председателем межрайонного совета директоров школ

Глозман Александр Евгеньевич

Директор ГБОУ Школа №293 имени А.Т.Твардовского

Львова Анна Сергеевна

Заместитель директора по учебной работе института педагогики и психологии образования

Никитина Татьяна Алексеевна

Начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО МЦКО

Сапилова Наталья Александровна

С октября 2015 года по настоящее время исполняет обязанности директора колледжа Измайлово института среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ